Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 3. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.3. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1862

OCR
-
122 -
ваетъ по необходимости судьбы. Но такъ-какъ Богъ въ на­
чалѣ сотворилъ родъ и ангеловъ и человѣковъ съ свобод­
ною волею, то но справедливости они будутъ нести нака­
заніе въ вѣчномъ огнѣ за грѣхис б о и . Ибо такова природа
всякой твари— быть способною.къ пороку и добродѣтели,
■ ни одна изъ нихъ не была бы достойною похвалы, если
бы не имѣла возможности склоняться въ ту или другую сто­
рону. Это же подтверждаютъ всѣ гдѣ-либо бывшіе здравомыс­
лящіе законодатели и фило соф ы тѣмъ, что предписывали
иное дѣлать, а инаго удаляться. И стоическіефило со ф ы въ
своемъ ученіи о нравственности весьма одобряютъ это же
сам ое, такъ что изъ этого открывается несостоятельность
ихъ ученія о началахъ я о безтѣлесныхъ вещахъ. Ибо если
они скаж утъ , что дѣйствія людей происходятъ вслѣдствіе
судьбы, то должны будутъ сказать,— или что Богъ есть .не
что иное, какъ то, что вращается, измѣняется и всегда
разрѣшается въ то же самое, и такимъ образомъ окажется,
что они имѣютъ понятіе только о тлѣнномъ, и что самъ
Богъ какъ въ частяхъ, такъ и въ цѣломъ участвуетъ во
всякомъ злѣ; или, что и порокъ и добродѣтель— ничто: но
это противно всякому здравому понятію, разуму и уму.
8.
И послѣдователи стоическихъ ученій за т о , что они
были прекрасны въ своей нравственной системѣ, также какъ
и поэты въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ, по причинѣ сѣмени
Слова (8), насажденнаго во всемъ родѣ человѣческомъ,— были,
мы знаемъ, ненавидимы и убиваемъ таковъ, извѣстно, былъ
Гераклитъ, какъ я прежде сказалъ (9), и изъ современ-
(8) Иди Разума.
(9) Св. 1 апоі. гі. 46.