Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 2. Писания мужей апостольских

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860

OCR
-
356 -
щаніяхъ просилъ римскихъ христіанъ не препятствовать ему
соединиться со Христовъ чрезъ мученическій подвитъ. «Боюсь
любви вашей писалъ онъ между прочимъ, — чтобы ова
не причинила мнѣ вреда... Н е дѣлайте для меня ннчего, кровѣ
того, чтобы я покоренъ былъ Богу... Только просите мнѣ у
Бога внѣшней и внутренней силы, чтобы я не только гово­
рилъ, но и желалъ, чтобы не назывался только христіани­
номъ, по и на самомъ дѣлѣ былъ... Я пишу всѣмъ церквамъ
находитъ главное основаніе отвергать подлинность посланія къ Римлянамъ,
предполагающаго какую-то возм ожность того дѣла. Съ другой стороны
Ульхорнъ (Zeitschr. f. histor. Theologie, 1851. Heft. 11.), защищая подлин­
ность этого посланія, настаиваетъ на возможность ходатайства римскихъ
христіанъ предъ императоромъ, такъ-какъ осужденіе Игнатія послѣдова­
ло отъ римскаго правителя Антіохіи, и поэтому отвергаетъ свидѣтельство
мученическихъ актовъ, признаваемыхъ имъ sa подложныя. Но содержаніе
посланія къ Римлянамъ даетъ мѣсто другому представленію дѣла безъ ущер­
ба для исторической истины актовъ. Рѣчь идетъ не о ходатайствѣ или аппел,
ляціи предъ императоромъ, а о молитвѣ христіанъ, которою они могли надѣ­
яться испросить у Бога спасеніе Игнатія отъ жестокой смерти. Вспомнимъ,
что Игнатій (Маги. XIV. Еф. I. V.) очень ясно поставляетъ свой муче­
ническій подвигъ въ зависимости отъ общей молитвы церквей. Понятно,
что онъ могъ опасаться любви римскихъ христіанъ, ихъ молитвъ о со­
храненіи его жизни. Исполненіе или неисполненіе желанія Игнатія со­
единиться съ Богомъ чрезъ мученическую смерть представляется (Римл.
IV. VIII) въ великой зависимости отъ христіанъ: «вамъ такъ легко сдѣ­
лать, пишетъ онъ—что вы захотите, а мнѣ трудно достигнуть Бога, если
будете жалѣть меня· (гл. I). Онъ проситъ только ихъ молитвъ у Бога о
внутренней и внѣшней силѣ къ совершенію подвига (гл. 111), проситъ
даже подустить звѣрей, чтобъ они пожрали его (гл. IV), а не такъ , какъ
случилось съ нѣкоторыми, къ коимъ они побоялись прикоснуться (гл. V) —
Изъ другихъ мученическихъ актовъ видно, что по молитвѣ христіанъ
Богъ являлъ Свою чудодѣйственную силу къ сохраненію или прославле­
нію мучениковъ. См. посланіе церквей ліонской и вѣнской у Евсев.
(Ц. Ист. V, I). Примѣръ тогоже встрѣчается въ апостольской исторіи—
Дѣян XII.