Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 2. Писания мужей апостольских

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860

OCR
-
213 -
вякаетъ первое по времени мѣсто въ той великой нравст­
венной реакціи, которая явилась во 11 вѣкѣ христіанства и
выразилась, какъ односторонняя и крайняя степень своего
развитія, въ расколѣ монтанизма. Какъ же относится эта
книга къ монтанизму? По атому вопросу мнѣнія ученыхъ
изслѣдователей совершенно расходятся. Еще Котельеръ на­
звалъ книгу «Пастырь» защитою каѳолической вѣры противъ
суроваго ученія Монтана: такой взглядъ, какъ было уже
сказано, нашелъ послѣдователей и между новѣйшими уче-
ными (ГеФеле, Гратц ъ— Disquisitio in pastorem Hermae. 182Q).
Но Дорнеръ (Entwicklungsgeschichte der Lehre ѵоп der Person
Christi. 2 АиП. 1851. Th. I , стр. 189) на оборотъ призвалъ эту
книгу предтечею мовтавизма, и за нимъ Ричль (Entstehung
de r altkatb. Kirche. 1857. стр. 529—546) совершенно' вклю ­
чилъ ее въ исторію этого преобразовательнаго движенія во
II вѣкѣ. Напротивъ ГильгенФельдъ (Ар. У . стр. 178) отвер­
гаетъ всякую связь книги «Пастырь» съ морганизмомъ, къ ко­
торому ова относится ни сочувственно, нн враждебво: замѣ­
чаніе справедливое въ томъ отношеніи, что она произошла
гораздо р ан ьте того историческаго явленія, которое извѣ­
стно подъ именемъ мовтавизма (*). Но если нельзя признать
внѣшней, такъ сказать генеалогической, связи между ними, то
по крайней мѣрѣ нельзя отрицать внутренняго родства ихъ по
задачѣ и содержанію. Таже нравственная реакція, которая
на основаніи откровенія и мысли о близости кончины міра
стремится возстановить строго-нравственную жизнь, тѣже
вопросы, поднятые въ монтавизмѣ, проходятъ ы въ квигѣ
(*) ГильгенФельдъ съ своей стороны поставляетъ кввгу Пастырь въ
аналогію съ проповѣдью о покаянія и отпущеніи грѣховъ, явившеюся изъ
среды эвіонитовъ подъ именемъ пророка Эіксая: сближеніе слитком ъ-
отдаленное и натянутое, не оправдываемое характеромъ книги Пастырь