Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 2. Писания мужей апостольских

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860

OCR

205 —
и обаовить ослабленныя грѣхами духовныя силы христіанъ
я освѣжить жизнь церкви, одряхлѣвшую въ ея членахъ.
Къ атому дѣлу Ермъ былъ особенно побужденъ твердою увѣ·
ревностію, что въ ближайшее время имѣетъ быть второе при­
шествіе Христово для очищенія церкви, для отдѣленія пра­
ведныхъ отъ грѣшныхъ. Христіанство уже проповѣдано во
всемъ мірѣ (Sim. V III, 3, IX , 17 , 25) и выдержало неодно­
кратныя и кровавыя гоненія,— кромѣ того еще нредстоитъ
сильное гоненіе, во время котораго должна проявиться твер­
дость христіанъ въ вѣрѣ (Vis II, 2, 3, IV, 2). Въ обще­
ственной жизни сердца благочестивыхъ людей поражались
съ одной стороны зрѣлищемъ бѣдствій, — въ особенпости
пищеты (которую Ермъ неоднократно выставляетъ въ яр­
кихъ и трогательныхъ чертахъ), а съ другой- охлажденіемъ
любви въ вѣрующихъ, безчувствіемъ достаточныхъ христіанъ
къ бѣдствіямъ ближнихъ. Т акія и подобныя знамепія вре­
мени естественно возбуждали и укрѣпляли въ Ермѣ, какъ и
въ другихъ благочестивыхъ людяхъ, ожиданіе въ ближай­
шемъ будущемъ кончины міра, и пришествія Христова, воз­
вѣщеннаго въ Словѣ Божіемъ. Проникнутый этою мыслію,
Ермъ пророчески возвѣщаетъ: близокъ конецъ міра, скоро
зданіе башни окончится (cito comsummabitur turris, Vis III,
8), но Богъ далъ еще срокъ для покаянія, допустилъ пере-
межку въ строеніи, чтобы люди могли покаяться и спастись
(et ideo intermissio facta est struendi ut si hi egerint poenitenti­
am, adjiciantur in structuram turris, Sim. IX, 5, 14. C h. Sim.
VIII, 2); есть еще покаяніе для рабовъ Божіихъ, но оно
ограничено (habent poenitentia justorum fines, Vis. II, 2) близ­
кимъ окончаніемъ башни.— Такимъ образомъ увѣщаніе къ
покаянію и раскрытіе нравственныхъ условій его составляетъ
задачу и содержаніе книги «Пастырь».