Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 2. Писания мужей апостольских

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860

OCR

184 —
членами римской церкви. Овъ представляется жителемъ Ри­
ма (*), не принадлежащимъ къ церковному клиру, — че­
ловѣкомъ простодушнымъ, скромнымъ, терпѣливымъ и вмѣ­
стѣ спокойно - веселымъ (Vis. I, 2; II, 3; III, I), но ко­
торый за своя грѣхи и слабости навлекъ на себя наказаніе
Божіе. Съ одной стороны, при своемъ богатствѣ, онъ вдался
болѣе, нежелн слѣдуетъ рабамъ Божіимъ, въ мірскія дѣла,
всего вѣроятнѣе по торговлѣ (Vis. I, 3; 11, 3. Сн. Vis. ІП,
11 .Mand. X, 1), при чемъ не всегда соблюдалъ правду (Mand. III.)
Съ другой по чрезмѣрной отеческой любви онъ слиткомъ
снисходительно смотрѣлъ на грѣхи своего семейства. Жена
его отличалась злымъ языкомъ. Сыновья его преданы были
дурнымъ страстямъ и прослыли предателями своихъ роди­
телей, можетъ быть доносчиками предъ языческимъ началь­
ствомъ (Vis. II, 2, 3. Sim. VII). Итакъ за его собственные
грѣхи и еще болѣе за пороки его семейства, къ кото­
рымъ Ермъ былъ сл и тко м ъ снисходителенъ, его постигло
наказаніе Божіе: изъ богача онъ сталъ бѣднымъ, и вмѣсто
прежняго благосостоянія теперь явились житейскія заботы и
нужды. Но Ермъ все не зналъ причины такой перемѣны
своего внѣшняго положенія, не зналъ своей виновности. —
Таково было состояніе того лица, которое должно было по­
лучить откровенія и уроки изъ высшаго міра д ія того, что­
бы быть вѣстникомъ и образцомъ покаянія для всей церкви,
послужить ея вразумленію и нравственному очищенію.
(*) Это видно изъ того, что Римъ во всей книгѣ Пастырь составляетъ
сцену событій и откровеній, въ ней описанныхъ. Воспитавшій Ерма про­
далъ дѣвочку въ Римѣ; Ермъ потомъ видѣлъ ее купающуюся въ рѣкѣ
Тибрѣ (Vis. I, 1),— прогуливался въ Пумахъ (Vis. Η, I), ходилъ по д о­
рогѣ Кампанской (Vis. IV, 1). Самыя откровенія предназначены ближай­
шимъ образомъ для церкви римской, изъ которой онѣ чрезъ Климента
должны были распространиться въ церкви другихъ городовъ (Vis. II, 4).