Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
98
Miscellanea Orientalia Christiana
Николай Селезнев
стологического характера и полемика с древними оппо-
нентами отстаиваемого Йō╝аннāном вероучения -- Мани
(манихейством), Евномием (арианством) и Аполлинарием
(аполлинаризмом).
В заключительной части своего произведения Бар Зōʿб
вкратце описывает устройство храма, каждая часть которого,
богослужебные предметы, находящиеся в нем, и сами дей-
ствия служителей также имеют символический смысл. Завер-
шается поэма призывами благоговейно приступать к священ-
ным таинствам Церкви.
ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: СЕДМИЦЫ И ТРИАДЫ
В начале третьей (условно можно назвать её вероучительной)
части «Истолкования таин» Йō╝аннāн Бар Зōʿб говорит, что
канонов в чине литургии семь (и восьмой -- повторение второ-
го), и что крестных знамений полагается девять: «три -- на [ев-
харистическом] теле, три -- на священнике, три -- на народе».
Вследствие выявления нескольких смыслов, соответствующих
указанной числовой символике дальнейшая картина истолко-
вания получилась более сложной.
Первый смысл «седмицы» -- семитысячелетнее «течение
мiра», завершающееся его «упокоением» и воскресением
(символ воскресения Бар Зōʿб видит в «восьмерке», т.е. по-
вторении второго канона). С этим смыслом связан и другой,
нашедший свое выражение в смерти и воскресении Христа,
который Своим страданием, упокоением в седьмой день и
воскресением «прообразовал вместе рабство мiра и покой его,
и также воскресение» (912--913). Следующий смысл, «особен-
но точный» (926), -- это человечество Христа, психосоматиче-
ское устроение которого представлено античной схемой из
семи составляющих: четырех «соков» тела (крови, красной и
чёрной желчи, и слизи) и трёх «сил» души (разумная, ярост-
ная, вожделеющая), причём силы тела, замечает Бар Зōʿб ,
служат силам души.
Подобную же множественность смыслов или, как говорит
Бар Зōʿб , таин (или таинств), мы обнаруживаем в первой три-