Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
82
Miscellanea Orientalia Christiana
Юрий Аржанов
вводных разделов античных комментариев1. Характерно, что
выражение «физические принципы» (сир. ܐ ̈ ܐ ̈ܖ = греч.
ρχα φυσικαί) нередко появляется в поздней античности как
сжатая характеристика содержания «Физики» Аристотеля2.
И хотя совсем не обязательно, что католикос имеет в виду
именно этот трактат, можно предполагать, что знакомое ему,
видимо, на греческом языке сочинение представляло собой
изложение аристотелевской натурфилософии в форме или па-
рафраза, или комментария к одному из трудов Стагирита.
На знакомство с физическими взглядами Аристотеля в
кругах образованных сирийцев в начале IX в. указывает «Кни-
га сокровищ» -- энциклопедия философских наук, составлен-
ная младшим современником ╚ мāтēʾōса Иовом Эдесским,
работавшим врачом в Багдаде в эпоху правления калифа ал-
Маʾм на (813--833 гг.)3. Изложенные в начале книги взгляды
на «природу», на «причины простых и составных элементов»,
«материю» и т.д. во многом перекликаются с взглядами Ари-
стотеля. В двух случаях Иов ссылается на натурфилософские
сочинения последнего, упоминая трактат «О небе» (ܘܗ ܐܒ
1 См.: Hein, Definition und Einteilung der Philosophie, S. 260--263.
2 См.: Hein, Definition und Einteilung der Philosophie, S. 276--287. Ср. начало
комментария Иоанна Филопона на De generatione et corruptione, где Филопон
суммирует содержание «Физики» следующим образом: Διαλαβ ν
ριστοτέλης ν τ Φυσικ κροάσει περ τ ν ρχ ν τ ν φυσικ ν πραγμάτων,
λέγω δ λης κα ε δους... (Ioannis Grammatici Philoponi Alexandrii in Aristotelis
libros De generatione et corruptione commentaria / Ed. G. Vitelli. (Commentaria in
Aristotelem Graeca XIV.2). Berolini, 1897, p. 1). В своем комментарии Филопон
излагает не только учение самого Аристотеля, но и других философов, и не-
редко ссылается на Платона. Интересно отметить в связи с этим, что сирий-
ский перевод комментария Иоанна Филопона на трактат De generatione et
corruptione был знаком в середине X в. Ибн ан-Над му, который пишет, что
по своему качеству он превосходил существующий арабский (см.: Flügel, G.,
Kitâb al-Fihrist. Leipzig, 1871, Bd. 1, S. 251 = Китāб ал-Фихрист ли-н-Над м /
изд. Р. Таджаддуд. Тегеран, 1973, ╕. 311).
3 Текст книги на основе единственной рукописи XX в. Mingana Syriac 559
был издан в: Mingana, A., ed., An Encyclopaedia of Philosophical and Natural Sci-
ences as taught in Baghdad about A. D. 817, or Book of Treasures by Job of Edessa.
Cambridge, 1935.