Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
76
Miscellanea Orientalia Christiana
Юрий Аржанов
ܗܪ ܗܘ ܂ ܪܐ ܐ ܘ ̇
ܒ ܃ ܕ ̣
ܐ ܘ ̣
ܗ ܐܘ ܃ ܒܪܕ ܐ ܐܬ ܘ ܐ
܃ ̣ ܐ ܐܕܗ ܦܐ ܃ܐ ܒܕ ܐ ̈ ܐ ܐܬ ̈ ܘ ܂ ܕ
̣ ܘ ܂
̇
ܐ ܐܪ ܐ ܐ ܐ ܐܬ ܒܘ ܐܬ ܒ ܕ
܀ ܐ ̈ ܗܬ ܒ ̇
ܓܐ ܐ ܘ ܬ
После того, как [Платон] умер, эту школу наследовал Аристо-
тель. Он отринул и утаил учение и прежнюю традицию своего
наставника, установив единственно свою собственную. И наря-
ду с другими мерзостями, которые он выдумал, говорил он также
и следующее: божественное провидение и забота простираются
только до луны, а [в области] от нее и досюда Он вверил Свое
провидение в руки правящих сил [греч. ρχοντες].
В этом отрывке1 Аристотель предстает не только неверным
учеником своего великого наставника (который представлен в
сирийском трактате практически христианином до Христа),
но и проповедником ложного учения об устройстве вселен-
ной, согласно которому Бог не обладает абсолютной властью
по ее управлению. Такой однозначно отрицательный взгляд
не фигуру Аристотеля служит свидетельством того, что автору
были неизвестны ни логические, ни какие-либо другие его
труды. Представленная здесь космология едва ли могла быть
выведена из самих трудов Стагирита, но либо была знакома
автору по другим сочинениям, составленным в жанре истории
философских школ2, либо по тем трактатам, в которых учение
Аристотеля было представлено в обобщенной форме. Вполне
вероятно, что данный взгляд на Аристотеля основывается на
знакомстве с De mundo, чье разделение универсума на две об-
ласти (над- и подлунного мира) и должно было дать основание
для сурового приговора в процитированных строках.
1 Интересно отметить использование в данном фрагменте выражений, ко-
торые перекликаются с трактатом Мишны «Авот», также показывающем
традицию образования в виде непрерывной цепи передачи знания (ср. по-
хожее использование евр. глагола לבק и сир. ܒ ) от учителя к ученику (ср.
использование в процитированном отрывке понятия ܐܒܪ). См.: Becker, A. H.,
Fear of God and the Beginning of Wisdom: The School of Nisibis and Christian Scho-
lastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Pennsylvania, 2006, p. 51.
2 Ср.: Becker, Sources, p. 134, n. 335.