Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
68
Miscellanea Orientalia Christiana
Юрий Аржанов
ривается, что существует собственно «учение о природе» (ко-
торое он называет ܐ , что служит калькой с греческого τ
φυσικά), тем не менее использование слова «природа» в связи
с богословием кажется неслучайным. Оно отражает представ-
ление о существовании видимой и невидимой природ, кото-
рое было характерно для Евагрия и в целом для платоников
того времени. Сергий Решайнский, подготовивший переводы
на сирийский язык не только аристотелевских текстов, но и
так называемого «Дионисиева корпуса»1, вполне закономерно
рассматривал «учение о божественных природах» как часть
единой науки о космосе, имеющем иерархическую структуру
и вмещающем в себя как видимые, так и невидимые явления.
Представленная у Сергия схема философии появляется
позднее в более формализованной, однако очень похожей
форме, в учебных пособиях, которые отражают традицию вос-
точно-сирийского образования. В одном из таких пособий,
которое носит название «Книга схолий» (отрывок сохранился
в компендии, составленном Сильваном из ╒ард ) и приписы-
вается восточно-сирийскому автору Феодору бар Кōн (конец
VIII в.), приводится следующее определение2:
܃ܐܬܘܪ ܘ ܂ܐ ܪܘܐܬ ܃ ܐ ܬ ̈ܖܬ ܐܬ ܕ ܕ ܐܬ ̈
ܐ ̈ ܐܕ ܐ ܃ܐ ̈ܖ ܐ ܐܓ ܐ ܪܘܐܬܘ
ܐ ̈ ܐܕ ܐ
܂ܐ ܕ ܐ ܘ ܐ ̈ ܕ ܐ ܘ
܃ܐ ܕ ܐ ܒ ܐ ܐܕ ܕ ܐ ܘ ̈ܖ ܐ ̈ ܢܘ ܕ ̇
ܐ
ܕ ܐ ̈ ܕܘ ܉ܐ ܓ ̈ܖ ܐ ̈ ܢܘ ܕ ܐ ̈ ܕܘ
܂ܐܬ ̈ ܘܐ
Итак, частей философии две: теория и практика. Теория состоит
из трех разделов: из науки о божественном, науки о природном
1 См.: Sherwood, P., Sergius of Reshaina and the Syriac versions of Pseudo-Denys //
Sacris Erudiri 4 (1952), p. 171--184; Watt, J., From Sergius to Mattā: Aristotle and
Pseudo-Dionysius in the Syriac Tradition // Lössl, J., Watt, J. W., eds., Interpreting
the Bible and Aristotle in Late Antiquity. Ashgate, 2011, p. 239--257; Perczel, I.,
Pseudo-Dionysius Areopagita and Pseudo Dormition of the Holy Virgin // Le Muséon
125.1--2 (2012), p. 55--97.
2 Текст: Hespel, R., éd., Théodore bar Koni, Livre des scolies (recension d'Urmiah):
Les collections annexées par Sylvain de Qardu. (Corpus Scriptorum Christianorum
Orientalium, vol. 464--465 / Scriptores Syri, T. 197--198). Lovanii, 1984. T. 197,
p. 45--46 [сир.]; T. 198, p. 38 [фр.].