Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
63
Miscellanea Orientalia Christiana
Физика Аристотеля в сирийской школе
дельного] человека [= ойкономия] и управление только самим
собой [= психология].
Заимствованная Сергием из александрийских введений схема
деления философии, в которой «учение о природном» (ܬ
ܐ ̈ ), т.е. физика, выступает частью «теоретических» наук, в
почти неизменном виде повторяется у позднейших сирийских
авторов. В частности, она появляется в сохранившемся на
арабском языке фрагменте из сочинения по логике, принад-
лежащем Павлу Персу (531--578 гг.)1. Текст Павла практиче-
ски дословно воспроизводит процитированный выше фраг-
мент из трактата Сергия «О цели всех сочинений Аристотеля»,
и возможно, что он был прямо заимствован из этого сочине-
ния (хотя не исключено, что оба автора опирались на один и
тот же греческий источник)2. Очевидно, что трактаты Сергия,
которые первоначально были обращены к отдельным образо-
ванным сирийцам и отвечали их интеллектуальным запросам,
уже в середине VI века получили широкое распространение3, а
приводимая в них классификация философии была хорошо
известна.
1 См. текст в: Gutas, D., Paul the Persian on the classification of the parts of Aristo-
tle's philosophy: A milestone between Alexandria and Bagdad // Islam 60 (1983),
p. 231--267. См. также: Teixidor, J., Aristote en syriaque: Paul le Perse, logicien du
VIe siècle. Paris, 2003; Hugonnard-Roche, H., Paul le Perse // Goulet, R., ed.,
Dictionnaire des philosophes antiques. Vol. V/1: De Paccius à Plotin. Paris, 2012,
p. 183--187.
2 На сирийском языке сохранился еще один трактат по логике, принадлежа-
щий перу Павла. Его текст на основе рукописи BL Add. 14660 был издан в:
Land, J. P. N., Anecdota Syriaca. T. IV. Leiden, 1875, p. 1--32 [сир.], 1--30 [лат.].
В этом сочинении Павел проводит деление на «теорию» и «практику», тогда
как теория в свою очередь разделяется им на науку об «интелектуально по-
знаваемом» (сир. ܐܬ , греч. τ νοητά, = теология), «чувственно по-
знаваемом» (сир. ܐܬ ܓܪ , греч. τ α σθητ , = физика) и «о том, что
между этими [двумя категориями]» (= математика) (см. с. 5 [сир.], 5 [лат.
пер.]). Отличная в данном случае схема деления указывает на то, что в рас-
поряжении Павла находился не только трактат Сергия, но и другие источни-
ки. Ср.: Hugonnard-Roche, H., Le traité de logique de Paul le Perse // Documenti
e studi sulla tradizione filosofica medievale 11 (2000), p. 59--82.
3 Характерно, что ╞унайн б. Ис╝ā║ в своем послании о переводах Галена на
сирийский язык из переводчиков доисламского времени упоминает почти
исключительно Сергия. См. Bergsträsser, Ḥunain ibn Isḥaq.