Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
54
Miscellanea Orientalia Christiana
Григорий Кессель
зился в них, я начинаю вновь любоваться ими же, что стали
передо мной великим морем, которое невозможно пересечь и
которое сладко для созерцания. От повторения этого сменя-
ются Его откровения, увеличиваются Его таинства и меняют-
ся в уме Его образы.
13. Если уже в том, что касается нас и нашей природы, Его
таинства не ограничены, то кто [дерзнет] приступить к Его
природе? Может ли быть еще и другая природа, более крепкая
для прозрения, [чем та], что у ангелов, дабы не удалиться от их
ведения? Если в том, что мы видим и воспринимаем1 -- [толь-
ко] стези Его домостроительства (mdabbrānūṯā), которые оста-
ются недоступными для постижения уму, то каково же то, что
невидимо?
14. О безмерная любовь Бога к Своему созданию! Мы гля-
дим на это таинство через невыразимое прозрение, уразуме-
вая, что Он присоединил творение к [божественной] Сущно-
сти не потому, что нуждался в нем, но основал его, чтобы оно
приблизилось к Нему и причастилось Его богатству. Он дал
ему Свое, чтобы оно распознало вечную благость Его приро-
ды, и Он положил на него честь и славу Своей божественно-
сти. Вместо невидимого Бога видимое творение было названо
богом2, и вместо несотворенного и вневременного Он увенчал
(kallel)3 наименованием Троицы сотворенное и имеющее на-
чало. То честное имя, для почтения святости которого даже
1 Ср.Ин1,1.
2 Ср. Евагрий Понтийский, «Гностические главы» V, 81 (по общепринятой
в сирийской традиции редакции S1): «Когда ум сподобится пребывать в со-
зерцании Святого Единства, то по благодати он будет наречен богом, ибо
стал совершенным в образе своего Творца» (Guillaumont, A., Les six centuries
des "Képhalaia Gnostica" d'Évagre le Pontique (Patrologia Orientalis, 28:1). Paris,
1958, p. 210).
3 Ср. Исаак Сирин, Второе собрание X, 24: «Он Тот [...], Кто даровал корону
(tāgā) своей бесконечности созданному творению» (Brock, S. P., Isaac of
Nineveh (Isaac the Syrian). 'The Second Part', Chapters IV--XLI (Corpus Scriptorum
Christianorum Orientalium, 554; Scriptores Syri, 224). Louvain, 1995, p. 37);
Евагрий Понтийский, «Гностические главы» I, 75 (по общепринятой в си-
рийской традиции редакции S1): «Если венец (klīlā) праведности есть ведение
Святой Троицы, то в конце своего пути святые будут обязательно им увенча-
ны» (Guillaumont, Les six centuries des "Képhalaia Gnostica" d'Évagre le Pontique,
p. 52).