Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
51
Miscellanea Orientalia Christiana
Исаак Ниневийский. Два трактата из новонайденного собрания
Мар Исаак Ниневийский
О творении и Боге (5)
1. Хотя и было, когда не было творенья, но никогда не
было, чтобы Бог не имел бы Своей любви к нему. Потому что
хотя и было, когда творенье не существовало, но никогда не
было, чтобы у Бога отсутствовало знание (īdʿāṯā) о нем. И если
[творенье] когда-то не обладало знанием (до того, как было
сотворено), то у Бога всегда было знание о всех его частях1 и
сущностях2. Его же он наделил существованием, когда Сам
того захотел.
2. Истинная любовь Бога к творенью познается вот из чего:
после того, как Он закончил созидать все части [творения], Он
совокупил его одним единением -- всё чувственное и умствен-
ное единой связью, -- и, соединив со Своей божественностью
и вознеся превыше всех небес, посадил его на вечном престо-
ле, сделав богом над всем3.
3. И опять же, естественно ли: [подняться на] ступень
выше той, которую получило творенье? Не убеждает ли тебя, о
человек, что это истинный знак обильной любви Бога к творе-
нью?
4. Благодаря какому ходатайству творенье получило это?
И какую молитву оно принесло за себя? Могло ли такое при-
йти ему на ум?4 И какой образ жизни оно показало, чтобы
стать богом? Почему мы блуждаем в наших помыслах о ни-
чтожном и не приближаемся к великому богатству, которое
1 Букв. разделениям (pūršānē).
2 Букв. природам (kyānē).
3 Ср.: Исаак Сирин, Второе собрание II, 2 (Главы о знании), 2.19: «Слава
Тому, Кто стал для нас посредником тех благ. Благодаря Ему мы сподоби-
лись получить, познать и ощутить с верой то, что не видел глаз, не слышало
ухо и не могли понять чувства души (1 Кор 2, 9) -- те блага, которые в Пер-
венце от нас, Который, поистине, есть образ Того, Кто невидим (Кол 1, 15).
Божественная природа присоединила к себе взятое от нас ради упования
разумных о тех [благах], которые от начала были сокрыты, а теперь стали
явны. Благодаря Ему были указаны некоторые [блага], дабы удостовериться
об остальных, которые пребывают оберегаемыми для нас до обновления,
которое нам предстоит получить» (ркп. Bodleian Library, syr. e 7, fol. 38r).
4 Ср.1Кор2,9.