Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
49
Miscellanea Orientalia Christiana
Исаак Ниневийский. Два трактата из новонайденного собрания
-- наличие в Третьем собрании трактатов из Первого и Второ-
го собраний;
-- существование арабского перевода трех трактатов с атри-
буцией Исааку Ниневийскому;
-- идентичность стиля (характеризуемого, прежде всего,
весьма сосредоточенным мышлением) во всех трех томах;
-- многочисленные лексические и терминологические па-
раллели (в частности, при описании духовных реалий и
молитвы);
-- схожесть во всех трех томах цитат из Библии и святоотече-
ских текстов;
-- развитие тех тем, которые являются основными в богосло-
вии Исаака Ниневийского: безграничное милосердие и
любовь Бога, грех и спасение, отшельническая жизнь, мо-
литва как опыт присутствия Бога в глубине человеческого
сердца.
Именно последний аргумент, по мнению С. Кьяла, является
решающим для признания подлинности всего собрания, хотя
появление отдельного тома, скорее всего, следует считать ре-
зультатом последующей редакторской деятельности. В то же
время итальянский исследователь допускает, что состав Тре-
тьего собрания мог подвергнуться определенным видоизмене-
ниям в ходе его рукописной передачи.
Единственным трактатом, обсуждению подлинности ко-
торого С. Кьяла уделяет особое внимание, является десятый,
который встречается в ряде рукописей с атрибуцией Ефрему
Нисивинскому, однако значительно отличается от других тек-
стов Ефрема, прежде всего, своей поэтической формой1. Не
являясь сочинением Ефрема (что было ранее доказано иссле-
дователями), он не может принадлежать и Исааку Ниневий-
скому и, скорее всего, восходит к корпусу малоизвестного ав-
тора V в. Исаака Антиохийского. Тем не менее, как утверждает
С. Кьяла, этот текст мог быть заимствован Исааком, который
произвел его небольшую обработку, что и привело впослед-
1 С такой атрибуцией сирийский текст был издан, см. библиографию в Den
Bisen, K., Annotated Bibliography of Ephrem the Syrian. [б.м.], 2011, § 98 (81).