Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
40
Miscellanea Orientalia Christiana
Евгений Барский, Максим Калинин
ние? Почему знаю, что хорошо быть богом, вожделенно иметь
отверстые очи? Откуда мне известно, что смерть есть зло, если
я лишена этого, -- и для чего пришел ко мне? Приход твой к
нам свидетельствует, что имеем мы все это, ибо обещание твое
изведываю тем зрением, которое уже имею, и той способно-
стью различать доброе и худое, которая уже есть у меня. Если
же имею у себя, что обещаешь мне, то где вся твоя хитрость,
когда не укрылось от меня коварство твое?" -- Но Ева не ска-
зала так змию, ибо, сказав, победила бы его, но устремила взор
свой к древу, чтобы скорее быть побежденной»1. Рассуждение
здесь оказывается одной из добродетелей, благодаря которым
осуществляется аскетическое делание. Рассуждение должно
было помочь Еве укротить чувственное влечение и распознать
увлечение. Тот факт, что искушение воздействовало на чув-
ства, а не на разум Евы, только подчеркивается этим обстоя-
тельством. Выражение «Ева, предавшись пожеланию очей
своих и вожделев быть богом» тоже усиливает эту мысль: у Еф-
рема Сирина «вожделение быть Богом» оказывается в числе
прочих чувственных вожделений.
Феодор Мопсуестийский и Ефрем исходят из принципи-
ально разных предпосылок. У Ефрема люди обладают совер-
шенным познанием, но вожделение мешает им воспользо-
ваться этим познанием. У Феодора люди нуждаются в обуче-
нии, т.е. их познание еще не совершенно, но падение совер-
шается через ум. Обе концепции непосредственно связаны с
практическими вопросами, поставленными аскетическим де-
ланием, они ориентированы на антропологию в ее связи с
аскетикой. Однако у Феодора антропология получает допол-
нительную перспективу -- христологическую. Эта перспекти-
ва была раскрыта в последующей сирийской традиции. Так,
Йō╝аннāн Бар Зōʿб в литургической поэме «Истолкование
таин» выразил мысль о том, что падение Адама совершилось
умом и точно так же богочеловеческое единение совершилось
умом2. Таким образом, высказанная Григорием Назианзином
1 Ефрем, Толкование на первую книгу, с. 240--241.
2 Йō╝аннāн Бар Зōʿб , Истолкование таин, 1006--1017. См. публикацию
Н. Н. Селезнева «Семь канонов и девять знамений: Вероучительная часть