Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
39
Miscellanea Orientalia Christiana
«Не будьте как дети»: Адам в Третьем томе Исаака Сирина
Имена, нареченные Адамом, достаточно удостоверяют нас в его
мудрости. Сказанное же: "делати... и хранити рай", -- дает нам
знать о его телесной крепости. И заповедь, данная прародите-
лям, свидетельствует о зрелом их возрасте; преступление же за-
поведи показывает превозношение их. Не стыдились же они по-
тому, что облечены были славой. Но когда после преступле-
ния заповеди эта слава была отнята от них, они устыдились
того, что стали наги, и с поспешностью устремились оба при-
крыть листьями не тела свои, но срамоту свою»1 (курсив
наш. -- Е. Б., М. К.). Точку зрения, которую критиковал Ефрем
Сирин, впоследствии высказал Феодорит Кирский: «Малые
дети, когда снята с них одежда, обыкновенно, не краснеют, но
вскоре, когда тело возрастет и разум начнет уже обнаруживать
свойственное ему, обнажение для юношей делается нестерпи-
мым, они краснеют и закрываются, и если кто отнимет одеж-
ду, руками закрывают срамные части. <...> Так Адам и Ева
вскоре по сотворении, как младенцы новорожденные и чуж-
дые греха, не имея на себе покровов, не стыдились. Но по ис-
пытании греха некоторые части тела закрыли листьями» (29-й
вопросоответ на Восьмикнижие)2. Вместе с тем Феодорит
Кирский в 28-м вопросоответе пояснил, что Адам и Ева обла-
дали совершенным ведением, в полном согласии с позицией
Ефрема Сирина (которая, как и в случае с Феодором Мопсуе-
стийским, не могла быть знакома Феодориту непосредствен-
но): Бог не стал бы давать закон людям, не имеющим ведения;
Адам и Ева обладали знанием, хотя еще не обладали опытом.
Ефрем Сирин не только говорит о том, что Адам и Ева мог-
ли различать добро и зло, но и добавляет, что они могли
вскрыть ложь искусителя, исходя из его собственных слов.
Падение Адама и Евы связано не с несовершенством их веде-
ния, а с чувственным вожделением, которое притупило их
рассудительность. «Ева могла сказать змию: "Если я лишена
зрения, то как вижу все видимое? Если не умею различать до-
бра и зла, то почему разумею, хорошо ли, худо ли твое обеща-
1 Ефрем, Толкование на первую книгу, с. 235--236.
2 Феодорит Кирский, Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.,
2003, с. 31.