Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
390
Miscellanea Orientalia Christiana
Дмитрий Морозов
рии к Библии» (с. 149) отмечается, что комментирование Би-
блии было для арабоязычных христианских ученых в раннеис-
ламский период предметом не меньшего интереса, чем у их
сироязычных предшественников, особенно в восточносирий-
ской, или несторианской, общине, где оно ранее осуществля-
лось на сирийском языке. Особое внимание уделяется полно-
стью сохранившемуся, хотя и не полностью опубликованному
комментарию Аб -л-Фараджа ʿАбд Аллāха Ибн а╙-╚аййиба
(ок. 1043), отмечается его преемственность по отношению к
сироязычной традиции (с. 151). Среди других малоизученных
комментариев выделены комментатии Б луса ал-Б ш
(ок. 1250) и Ибн Кāтиб ╒ай╕ара к Апокалипсису (с. 152). От-
дельно рассматриваются «Иллюстрации в арабских библей-
ских текстах» (с. 152), начиная с недавно обнаруженной си-
найской рукописи Евангелия. Впрочем, здесь следует внести
существенное уточнение: старейшая арабская рукопись Еван-
гелия с миниатюрами и арабская рукопись Евангелия вообще,
Sinai ar. NF Parch. 14 & 16, относится не к 859 г. (с. 152), как её
датировал составитель каталога новонайденных арабских ру-
кописей Синая Эммануил Меимарис1, исходя из предположе-
ния о применённом византийском летоисчислении. Сохра-
нившиеся в повреждённом колофоне указания на дни и меся-
цы солнечного и лунного календарей соответствуют, причём
абсолютно полностью, только 873 г.2, ему же соответствует и
утраченное в колофоне место, где была записана дата по Хид-
жре, достаточное только для двух слов, в данном случае «двух-
сот шестидесяти», в то время как для предложенной состави-
телем каталога реконструкции из трех слов «двухсот сорока
пяти» места совершенно недостаточно3. Это наряду с очень
1 Μεϊμάρης Ι. Ε., Κατ λογος των νέων αραβικ ν χειρογρ φων της Ιερ ς Μον ς
Αγ ας Αικατερ νης του ρους Σιν . Αθηναι, 1985, σ. 27.
2 Эта дата впервые установлена, кажется, в работе: Swanson, Mark N., Some
considerations for the dating of Fī taṯlīṯ Allāh al-Wāḥid (Sinai Ar. 154) and Al-Ǧāmi`
wuǧūh al-Īmān (London, British Library or. 4950) // Parole de l'Orient 18 (1993),
p. 133--134. Указанием на неё я обязан А. Трейгеру, за что выражаю глубокую
признательность.
3 См. эту дополнительную аргументацию в работе автора этих строк, вы-
полненной независимо от предыдущей: Морозов, Д. А., К датировке древней-