Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
380
Miscellanea Orientalia Christiana
Константин Панченко
тотального культурного упадка ближневосточных христиан.
Как параллельный пример можно указать на летописание си-
рийцев, которое после Бар Эбрея (1226--1286) выродилось в
такие же лапидарные исторические записки. Удивителен сам
факт того, что патриарх Михаил ощутил потребность сохра-
нить сведения о своих полузабытых предшественниках на ан-
тиохийской кафедре. Возможно, это стремление было стиму-
лировано катастрофическими последствиями нашествия Ти-
мура 1401 г., гибелью множества книг, в том числе содержав-
ших историческую информацию.
Складывается впечатление, что Михаил, писавший около
1404 г., опирался на устное предание, в том числе собственные
воспоминания. Его «летопись» охватывает чуть более полуве-
ка, начиная с происходившего в конце 1350-х гг., то есть, па-
мять двух поколений, почти предельный срок для беспись-
менной исторической традиции. В то же время, обилие точ-
ных дат весьма отдаленных событий свидетельствует об ис-
пользовании Михаилом каких-то записей, очевидно, колофо-
нов рукописей, отмечавших поставление или кончину патри-
архов. Никаких других задач летописец перед собой и не ста-
вил -- его повествование почти целиком сводится к перечисле-
нию предстоятелей Антиохийской церкви. Любопытен вопрос
о том, почему летопись начинается именно с перенесения па-
триаршей кафедры в Дамаск. Была ли это сознательно вы-
бранная точка отсчета «новейшей» для Михаила церковной
истории или же он просто не обладал информацией о более
ранних событиях?
Летопись Михаила в XVII в. существовала в единственном
авторском экземпляре (возможно, никаких копий с нее ни-
когда не снималось) и хранилась в архиве патриархии в Дама-
ске. Ныне она безвозвратно утрачена, предположительно, сго-
рела во время Дамасской резни 1860 г. То, что у нас осталось --
это выписки из нее, сделанные Макарием и Павлом Алепп-
ским и повторенные у Михаила Брейка по варианту Павла1.
Сопоставляя эти версии, можно видеть, что Макарий и Павел
1 См. Путешествие антиохийского патриарха Макария..., c. 678--679; Брейк,
Ал-╝а║āʾи║ ал-вафиййа, c. 130--132.