Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
371
Miscellanea Orientalia Christiana
Вспомнить прошлое: Антиохийский Патриарх Макарий III аз-Заʿӣм...
Кипре, а новый патриарх Пахомий утвердил свой престол в Да-
маске. Любопытно, что, как считал Павел, это произошло
именно после разорения Антиохии Бейбарсом -- патриарх Иг-
натий, по словам хрониста, бежал на Кипр, а престол антио-
хийских патриархов был перемещен из разоренной Антиохии в
Дамаск. На самом деле, как мы видим, между этими события-
ми прошло почти столетие, которое просто «провалилось» в
сочинении Павла1. Других нарративных источников по антио-
хийской истории, кроме летописи Михаила II, не сохранилось.
Дальнейшие изыскания Павла превратились в охоту за коло-
фонами. Он часто указывал свои источники: «Я нашел в конце
старого Апостола... дарственную запись», «Я нашел также в
конце одной старинной книги следующее...»2.
Несомненно, что патриарх Макарий писал свои труды ча-
стями. По мнению К.-М. Валбинера, изначально повествова-
ние об антиохийских патриархах от ап. Петра до Крестовых
походов и история от Иоакима ибн Джумы до середины XVII в.
представляли собой не связанные друг с другом тексты, и лишь
позже Макарий стал пытаться заполнить хронологический
пробел между ними3. Результаты изысканий патриарха до-
ступны нам лишь в рукописи В 1227. В значительной мере Ма-
карий шел по стопам своего сына. Однако, как представляет-
ся, патриарх, имея перед глазами материалы, собранные Пав-
лом, не переписывал их механически, а пересказывал своими
словами. Имена патриархов XII--XIII вв. у Макария и Павла
совпадают, но сам текст заметно различается. Макарий опу-
скал некоторые фразы Павла и добавлял собственные замеча-
ния4. Возможно, Макарий, будучи достаточно творческой
1 Путешествие антиохийского патриарха Макария..., с. 678.
2 Путешествие антиохийского патриарха Макария..., с. 679.
3 Наблюдение высказано в частной беседе.
4 Очень показательны, например, строки, посвященные тому же Феодору
Вальсамону. Павел: «Феодор Вальсамон, о котором в греческом номоканоне
передается, что он был диаконом и кногохранителем в св. Софии, великой
церкви в Константинополе, а затем был избран и рукоположен патриархом
града Божиего Антиохии и всего Востока» (Путешествие антиохийского па-
триарха Макария..., с. 678). Макарий: «И повествуется в греческой книге
истории, что в год 6597 от сотворения мира, соответствующий году 1089 от
Боговоплощения, стал патриархом над Антиохией Тāуд рус, и среди ученых