Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
366
Miscellanea Orientalia Christiana
Константин Панченко
до него, то не повиновался он им и остался при том, что должен-
ствует чину монашескому -- не входить в баню до смерти своей.
И смущены были клирики тем, как поступает он, а также авва
Лука, митрополит ʿАйн Зарбы, которого этот патриарх Николай
хиротонисал во митрополита. И просил он его согласиться на
посещение бани. И ответил он: «Горе вам! Входишь к патриарху
и зовешь его пойти в баню, говоря: "Твое посещение ее, о отец
наш, будет не для услаждения, а для пользы"!». И не послушал
патриарх слов его, но сказал ему: «С тех пор, как постригся я в
монахи, не входил в баню, а теперь ты говоришь мне пойти туда.
Ты [сам] ходишь в баню?». И ответил он ему: «Нет». И сказал ему
патриарх: «Ты -- монах, и я -- монах. Если ты войдешь в баню, то
и я пойду туда». И не почуял авва Лука диавольских козней по
малости опыта своего и великости уловок диавола. И подумал
он, что в глубине души похвалит его патриарх за то, что он сдела-
ет -- сходит в баню -- и пошел туда. А когда вышел оттуда, кру-
жилось вокруг него множество бесов, и стояли они рядами и
пели и говорили ему в поношение: «Если бы был ты монахом, то
не входил бы в баню!». И с того дня не мог этот авва Лука заста-
вить себя пойти в баню до самой смерти своей1.
Повествуя о царствовании Романа III Аргира (1028--1034),
Макарий сообщает о преследованиях этим императором мо-
нофизитских иерархов в городах Верхней Месопотамии.
История эта хорошо известна со слов Михаила Сирийца2, од-
нако Макарий, несомненно, пользовался другим источником.
Его изложение событий довольно кратко и, естественно, от-
ражает православный, а не монофизитский взгляд на проис-
ходившее3.
Упомянутый Лука Аназарвский выступает источником
информации о поставлении антиохийского патриарха Пе-
тра III (1052--1056). История эта приводится у Никона Черно-
горца в связи с дискуссией о допустимости употребления мо-
1 В 1227, с. 172:15--173:14.
2 Michel le Syrien. Chronique de Michel le Syrien patriarche Jacobite d'Antioche /
ed. et tr. par J.-B. Chabot, T. III. Paris, 1905, livre XIII, chap. VI, p. 140--145.
3 В 1227, с. 173:20--174:11.