Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
36
Miscellanea Orientalia Christiana
Евгений Барский, Максим Калинин
следствии Исаак Сирин, Афраат говорит о том, что человек
возжелал того же, что было определено о нем замыслом Божи-
им, но он сделал это самовольно и в этом заключалось его па-
дение.
4.2. ЕФРЕМ СИРИН И ФЕОДОРИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Трактовка искушения, предлагаемая Ефремом Сирином, пря-
мо противоположна той, что впоследствии предложил Феодор
Мопсуестийский. Ефрем Сирин неоднократно повторяет, что
искушение было чувственным, и специально заостряет вни-
мание на двух нетривиальных моментах: 1) искушение могло
бы состояться даже без искусителя. Адам и Ева пали из-за соб-
ственного вожделения, они прельстились красотой древа, и
«само древо красотой своей ввело бы их в борьбу», даже если
бы не пришел змей. Заповедь была дана Адаму и Еве для ис-
пытания, и искуситель пришел лишь потому, что понял, что
люди уже подвергаются испытанию. Своим появлением иску-
ситель не только не усугубил испытания, но даже облегчил
его, ибо сам факт того, что змей давал Еве советы, должен был
бы вызвать у нее подозрения и усилить осторожность1; 2) обе-
щание божественного достоинства было не главной причиной
искушения: «Не столько услышанное Евой обещание убежда-
ло ее вкусить плода сего древа, сколько устремленный на дре-
во взор обольщал сорвать плод его и вкусить»2. Ефрем Сирин,
с одной стороны, почти устраняет роль искусителя в грехопа-
дении Адама и Евы, с другой стороны, доводит до логического
предела представление о чувственном характере искушения.
Феодорианская трактовка искушения и грехопадения Ада-
ма -- основной источник богословских аллюзий в релевант-
ных контекстах в Третьем томе Исаака Сирина -- вытеснила
понимание Быт 3, выраженное в творениях Ефрема Сирина.
Феодор Мопсуестийский исходил из представления о мiре как
о школе, искушение имело для него скорее воспитательное
1 Ефрем Сирин, Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия //
Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901, с. 239.
2 Ефрем, Толкование на первую книгу, с. 240.