Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
363
Miscellanea Orientalia Christiana
Вспомнить прошлое: Антиохийский Патриарх Макарий III аз-Заʿӣм...
ственном мироощущении. Так, ведущий специалист по твор-
честву Макария аз-Заʿ ма немецкий исследователь К.-М. Вал-
бинер в свое время отметил, что самоидентификация Макария
разительно отличается от националистических установок со-
временных арабов-христиан, которые воспринимают себя ча-
стью арабской нации и отрицают греческую составляющую в
своем культурном наследии. Тут сказалась болезненная па-
мять о фанариотском засилье в ближневосточных церквах
позднеосманской эпохи и отголоски национально окрашен-
ного арабо-греческого церковного конфликта конца XIX--на-
чала XX в. Макарий же считал себя и свою паству частью «ро-
мейского» мира, попущением Божьим утратившей знание
греческого языка под «агарянским игом»1. Наряду с такими
отголосками «историософских» концепций Макария, совре-
менный исследователь может вычленить в его хронике и не-
которые действительно уникальные фактические данные.
Итак, пройдемся по страницам рукописи Шар╝ асāмӣ. Здесь
будет многое, уже известное из хроники Михаила Брейка, в
частности, все сведения, заимствованные Макарием у Яхьи Ан-
тиохийского и Кедрина. В то же время, в тексте рукописи В 1227
приводятся пространные отрывки из «Тактикона» Никона Чер-
ногорца, которых нет в летописи Брейка. То есть, «Тактикон»
попал в руки Макария уже после того, как была закончена ре-
дакция хроники, которую использовал Михаил Брейк.
Эта первоначальная версия антиохийской истории -- та, на
которую опирался Брейк -- в рукописи В 1227 разбита позд-
нейшими вставками. Так, на с. 170--172 рукописи Макарий
помещает пространный рассказ о крещении грузин в эпоху
царя Константина, установлении церковно-административ-
ных связей между Антиохией и грузинскими землями и после-
дующем даровании антиохийскими патриархами автокефалии
Грузинской церкви. Указанный пассаж рукописи в свое время
был проанализирован К.-М. Валбинером и М. Нанобашвили,
которые пришли к выводу, что Макарий почерпнул эти сведе-
1 См.: Walbiner, C.-M., Preserving the Past and Enlightening the Present. Macarius
b. al-Zaʿīm and Medieval Melkite Literature // Parole de l'Orient 34 (2009), p. 436--
437.