Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
357
Miscellanea Orientalia Christiana
Passio secundum Ibn al-Akfānī: учение христианских конфессий...
ста, мир ему! Составили его четверо из его спутников, и они
суть Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Смысл слова «Еванге-
лие» -- благовестие. У них [также есть] книги, которые извест-
ны как «каноны» (qawānīn), и составили их старейшины их.
К ним обращаются по частным вопросам, касательно обрядов
и взаимоотношений и тому подобное. Молятся они псалмами.
И выделились мелькиты речением их, что часть из боже-
ства вселилась в человечество и соединилась с плотью Христа
и облачилась ею. И не называют они знание до облачения его
Сыном, но Христос, с тем, чем он облачился, -- это Сын. Они
говорят, что Слово смешалось с плотью смешением вина или
воды с молоком, и говорят, что сущность не есть ипостаси, и
заявляют о троичности, и на них указание Всевышнего: «Впа-
ли в неверие те, которые сказали: "Воистину, Бог -- третий из
трех"»1. И говорят они, что человечество Христа общее, а не
частное, и что убиение и распятие произошли с человечеством
помимо божества.
И выделились яковиты речением их о божественности
Христа -- мир ему! -- и сказали, что Слово превратилось в плоть
и кровь, и стало, что Христос -- это Бог, и Он явленый плотью
его. И на них указывает речение Всевышнего: «Впали в неве-
рие те, которые сказали, что Бог -- Христос, сын Марйам»2.
И утверждали они, что Слово объединилось с человеком част-
ным, а не общим, и сказали: Христос -- сущность (ǧawhar)
одна, и ипостась одна, но что он из двух сущностей, и иногда
говорили, что [он --] природа из двух природ.
И выделились несториане речением их, что божество про-
сияло на человечестве, как блистание солнца на куске хруста-
ля, и проявилось в нем, как отпечаток вырезанного на пер-
стне3. И сказал кто-то из них, что вселение божества в челове-
1 Коран 5:73 (77).
2 Коран 5:72 (76).
3 Ср. у аш-Шахрастāн : «...как сияние солнца в окне или на хрустале, или
как отпечаток вырезанного на перстне» (Kitāb al-milal wa-n-niḥal, ṣ. 175) и у
Аб -л-Фидāʾ: «Слово просияло на плоти Христа, как сияние солнца в окне
или на хрустале» (Muḫtaṣar taʾrīḫ al-bašar. ǧ. 1., ṣ. 95; Abulfedae Historia Anteisl-
amica Arabice, p. 164--165). Аш-Шахрастāн упоминает подобные образы
также в самом начале раздела о христианстве вообще: «...и кое-кто из них