Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
356
Miscellanea Orientalia Christiana
Николай Селезнев
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ибн ал-Акфāн
Наставление стремящемуся к возвышеннейшим целям
(фрагмент)1
[ṣ. 39:510] Что касается христиан, то их отделения также мно-
гочисленны, но знамениты из них три отделения: мелькиты,
яковиты и несториане. И сошлись они на том, что Бог Все-
вышний -- один сущностью (al-ǧawhar), то есть существом (aḏ-
ḏāt), три ипостасностью (al-uqnūmiyya2), то есть качествами, и
смысл ипостаси -- личное качество (aṣ-ṣifa aš-šaḫṣiyya). И вы-
ражают [понятия] об этих ипостасях, [называя их] Отцом, Сы-
ном, и Святым Духом, и имеют в виду под «Отцом» существо
(aḏ-ḏāt) с бытием, и под «Сыном» -- существо (aḏ-ḏāt) со зна-
нием, и придают ему [т.е. Сыну] имя Слова, и выделяют его
единством/объединением [с человечеством], и имеют в виду
под «Духом Святым» существо (aḏ-ḏāt) с жизнью. И Йа╝йа ибн
ʿАд истолковал эти ипостаси как «ум», «умопостигающее» и
«умопостигаемое» (bi-l-ʿaql wa-l-ʿāqil wa-l-maʿqūl)3, философ-
ствованием и уклонением от того, что возражают им [т.е. хри-
стианам], но он не согласуется с тем, что они имеют в виду.
И сошлись они на том, что Христос (al-Masīḥ) родился от Ма-
рйам, и был убит, и был распят. И собрались из них триста
семнадцать (sic) старейшин в присутствии царя Константино-
поля и сочинили догму, которую назвали Символом веры, и
вывели ее из Евангелия, -- кто отошел от нее, расстался с рели-
гией христианской. И Евангелие, которое у них в употребле-
нии, ничто иное как жизнеописание Господа [ṣ. 40:516] Хри-
1 Kitāb Iršād al-qāṣid ilā asnā-l-maqāṣid. Miṣr, 1900, ṣ. 53--54; Witkam, De Egyp-
tische Arts Ibn al-Akfānī, ṣ. 39--40.
2 «Ипостасями», если читать это слово как форму множественного числа.
3 Maqālat aš-šayḫ Yaḥyā b. ʿAdī fī tamṯīl an-Naṣārā al-Ibn bi-l-ʿāqil dūn al-maʿqūl
wa-r-Rūḥ bi-l-maʿqūl dūn al-ʿāqil wa-ḥall aš-šakk fī ḏālik / Périer, A., Maqālāt li-
Yaḥyā b. ʿAdī. Petits traités apologétiques de Yaḥyā ben ʿAdī. Paris, 1920, p. 24--27;
Platti, E., Yaḥyā b. ʿAdī // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History /
Ed. by D. Thomas, A. Mallett. Vol. 2: 900--1050. (History of Christian-Muslim
Relations, 14). Leiden--Boston, 2010, p. 419--422.