Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
35
Miscellanea Orientalia Christiana
«Не будьте как дети»: Адам в Третьем томе Исаака Сирина
4. СВЯЗЬ С ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ СИРИЙСКОЙ
БОГОСЛОВСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ
4.1. АФРААТ
Понятие šaḇrūṯā применительно к Адаму встречается уже у
Афраата, причем в контексте, очень близком к рассуждению
Исаака Сирина в Третьем томе (5. 9): Адам был соблазнен вра-
гом в своей наивности (6. 3)1. Это понятие не получает у Афра-
ата дальнейшего осмысления: оно вводится в связи с решени-
ем конкретных прикладных задач, стоящих перед Афраатом
как проповедником, прежде всего в связи с необходимостью
доказать преимущество аскетической жизни. Обосновывая
необходимость безбрачия, Афраат приводит многочисленные
примеры из библейской истории, в которых женщина, по его
мнению, выступает источником искушения, -- и, разумеется,
Адам и Ева не могут остаться без упоминания. Афраат ставит
акцент на роли Евы в искушении, Адам оказывается лишь
объектом этого искушения2. «Детскость» у Афраата связана с
безвольностью, в то время как у Исаака Сирина это понятие
связано с осознанным мiровоззренческим решением, пусть и
ошибочным.
В тахвите 9. 14 Афраат объясняет мотив, побудивший Ада-
ма нарушить заповедь, и причину, по которой нарушение за-
поведи привело к смерти. Исходное состояние (природа,
kyānā) Адама -- земля. Если бы Адам исполнил данный ему за-
кон, Бог привел бы Адама в более высокое состояние (kyānā
rāmā; возможно, подразумевается, что Бог дал бы Адаму бес-
смертие, т.е. сделал бы человека несводимым к той субстан-
ции, из которой он произошел). Однако Адам возжелал до-
стичь этого состояния самовольно, он нарушил равновесие и
был возвращен в свое первоначальное «смиренное»
(d-mukkāḵā) состояние, т.е. умер и стал землей3. Как и впо-
1 Aphrahat. Demonstrationes / Ed. I. Parisot. T. 1. Parisiis, 1894, col. 256.
2 Lehto, A., Divine Law, Asceticism, and Gender in Aphrahat's Demonstrations,
with a Complete Annotated Translation of the Text and Comprehensive Syriac Glossary.
Diss. Toronto, 2003, p. 65.
3 Aphrahat. Demonstrationes, col. 440--441.