Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
354
Miscellanea Orientalia Christiana
Николай Селезнев
человека, и что Бог Всевышний не родил человека, а родил лишь
Бога (превыше Бог их безбожия!)1.
Различия в изложении учения христиан разных конфессий
мусульманскими авторами, мнения которых так или иначе
нашли свое отражение в рассматриваемой части сводного тру-
да ал-Ḳал║ашанд , можно представить в виде таблицы следу-
ющим образом:
Страдание человечества
и божества вместе
Несториане
противоречат
мелькитам
аш-Шахрастāн
+
+
Аб -л-Фидāʾ
++
ал-╒ал║ашанд
+
+
Ибн ╞азм
--
--
Ибн ал-Акфāн
--
--
Таким образом, мы видим, что парадоксальность христиан-
ского учения о Кресте, в арабо-мусульманском традиционном
религиоведении «распалась» на оппозиции мнений. Обуслов-
лено это было не столько тем значимым для мусульманских
книжников обстоятельством, что действительность крестных
страданий Христа отрицается в Коране2 -- мы видим, что свое
отношение к излагаемым доктринам мусульманские авторы
выражают заметными в тексте высказываниями и кораниче-
скими цитатами, тогда как в самом изложении изучаемых ими
вероучительных взглядов различных общин стремятся к воз-
можной полноте и точности, -- сколько собственно христиан-
ской межконфессиональной полемикой по этому предмету3,
1 Подробнее см. в Селезнев, Н. Н., Ибн Хазм о Боговоплощении и конфессио-
нальном делении в христианстве // Историко-философский ежегодник 2011.
М.: Канон+, 2012, с. 313--329.
2 Коран 4:157 (156): ْم ُهَل َهّب ُش ْنِكَٰل َو ُهوُبَل َص ا َم َو ُهوُلَتَق ا َم َو «Не убили его и не распяли,
а это только показалось им» (пер. И. Ю. Крачковского).
3 O'Keefe, J. J., Impassible Suffering? Divine Impassibility and Fifth-Century Chris-
tology // Theological Studies 58:1 (March 1997), p. 39--60; Gavrilyuk, P., Theo-
patheia: Nestorius's main charge against Cyril of Alexandria // Scottish Journal of