Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
352
Miscellanea Orientalia Christiana
Николай Селезнев
циклопедиста Ибн ал-Акфāн (--1348)1, в доверии которому
он отказал. В самом деле, в сочинении Ибн ал-Акфāн «На-
ставление стремящемуся к возвышеннейшим целям» (Iršād al-
qāṣid ilā asnā-l-maqāṣid) расхождения христианских конфессий
в учении о крестных страданиях представлены совершенно
противоположным образом:
دسجب دحتاو توسانلا يف لح توهاللا نم اءزج نا مهلوقب ةيناكلملا درفناو
هب عردت ام عم حيسملا لب اًنبا هعردت لبق ملعلا نومسي الو هب عردتو حيسملا
نا اولاقو نبللا ءاملا ؤا رمخلا ةجزامم مسجلا تجزام ةملكلا نا نولوقيو ،نبالا
نيذلا رفك دقل ىلاعت هلوقب ةراشالا مهيلاو ،ثيلثتلاب اوحرصو ميناقٔالا ريغ رهوجلا
بلصلاو لتقلا ناو يئزج ال يلك توسان حيسملا نا اولاقو ةثالث ثالث ﷲ نا اولاق
.توهاللا نود توسانلا ىلع عقو
ةهج نم حيسملا ىلع عقو بلصلاو لتقلا نا يف ةيكلملا اوقفاوو ...ةيروطسنلا
.2حورلا توهاللابو مسجلا توسانلاب دارملاو هتوهال ةهج نم ال هتوسان
Мелькиты выделились своим речением, что часть из божества
вселилась в человечество и соединилась с плотью Христа и об-
лачилась ею. И не называют они знание3 до облачения его Сы-
ном, но Христос, с тем, чем он облачился, -- это Сын. Они гово-
рят, что Слово смешалось с плотью смешением вина и воды с
молоком, и говорят, что сущность не есть ипостаси, и заявляют
о троичности, и на них указание Всевышнего: «Впали в неверие
те, которые сказали: "Воистину, Бог -- третий из трех"»4. И гово-
1 См. о нем: Witkam, J. J., De Egyptische arts Ibn al-Akfānī (gest. 749/1348) en zijn
indeling van de wetenschappen, editie van het Kitāb Iršād al-qāṣid ilā asnā al-maqāṣid
met een inleiding over het leven en werk van de auteur. Leiden, 1989, p. 25--108; Wit-
kam, J. J., Ibn al-Akfānī // The Encyclopaedia of Islam. New edition / Ed. by P. J.
Bearman, Th. Bianquis [et al.]. Vol. XII (Supplement). Leiden, 2004, p. 381.
2 Kitāb Iršād al-qāṣid ilā asnā-l-maqāṣid. Miṣr, 1900, ṣ. 54; Witkam, De Egyptische
arts Ibn al-Akfānī, ṣ. 40.
3 Ср. у аш-Шахрастāн : «Связали они с Богом Всевышним три ипостаси,
говоря, что Творец Всевышний -- сущность (ǧawhar) одна, имея в виду под
этим стоящее само по себе, безмерное и необъятное, что Он один по сущ-
ностности (al-ǧawhariyya) и три ипостасностью (al-uqnūmiyya); и имеют они в
виду под ипостасями качества -- как бытие, и жизнь, и знание, и Отец, и
Сын, и Святой Дух -- и именно знание облачилось и воплотилось, помимо
[двух] остальных ипостасей». Kitāb al-milal wa-n-niḥal, ṣ. 172.
4 Коран 5:73 (77).