Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
351
Miscellanea Orientalia Christiana
Passio secundum Ibn al-Akfānī: учение христианских конфессий...
Подобным образом приведенные сведения представлены и у
другого указанного ал-Ḳал║ашанд автора, мамлюкского пра-
вителя сирийского г. ╞амā, историка и географа из семьи Ай-
йубидов, Аб -л-Фидāʾ (1273--1331), носившего титул «ал-
Малик ал-Муʾаййад»1, в его сочинении «Краткое изложение
истории человечества» (Muḫtaṣar taʾrīḫ al-bašar):
دقو ،يلزٔا ميدق نم يلزٔا ميدق وهو ،يلك توسان حيسملا نا ةيناكلملا تحرصو
.ًاعم توهاللاو توسانلا ىلع اعقو بلصلاو لتقلاو ،ًايلزٔا ًاهلٕا ميرم تدلو
ةهج نم ال ،هتوسان ةهج نم حيسملا ىلع عقو لتقلا نا :ًاضئا ةيروطسنلا تلاقو
.2ةيناكلملل ًافالخ ،هتوهال
Мелькиты заявляют, что Христос -- человечество общее, и что
он -- превечный от превечного, и что родила Марйам Бога веч-
ного, и убиение и распятие произошли с человечеством и боже-
ством вместе взятыми. <...>
И еще несториане говорят, что убиение произошло со Хри-
стом со стороны его человечества, а не стороны его божества,
противореча мелькитам3.
Обращает на себя внимание сделанное ал-Ḳал║ашанд проти-
вопоставление сообщения аш-Шахрастāн , которое он счел
заслуживающим доверия, сообщению египетского врача и эн-
Асадāбāд (--1025) в разделе «Слово о христианах» (al-Kalām ʿalā-n-Naṣārā)
его сочинения «Достаточная [книга] о разделах единобожия и справедливо-
сти» (al-Muġnī fī abwāb at-tawḥīd wa-l-ʿadl). Thomas, D., Christian Doctrines in
Islamic Theology. Leiden--Boston, 2008, p. 236--237 (§ 8).
1 См. о нем: Арабские источники XIII--XIV вв. по этнографии и истории Афри-
ки южнее Сахары. Т. 4 / Ред. Н. А. Добронравин, Л. Е. Куббель, В. В. Матвеев,
В. А. Попов, М. А. Толмачева. (Памятники письменности Востока, 116). М.,
2002, с. 210--211; Крачковский, Арабская географическая литература, с. 386--
394.
2 Muḫtaṣar taʾrīḫ al-bašar, ǧ. 1, ṣ. 95; Abulfedae Historia Anteislamica Arabice,
p. 162--165.
3 Как и ал-Ḳал║ашанд , Аб -л-Фидāʾ указывает в качестве источника своих
сведений «Книгу ересей и сект» аш-Шахрастāн (Muḫtaṣar taʾrīḫ al-bašar, ǧ. 1,
ṣ. 95; Abulfedae Historia Anteislamica Arabice, p. 162--163). Возможно, что слова
«и яковитам» здесь пропущены вследствие гаплографии, т.к. непосредствен-
но далее следует раздел о «яковитах», начинающийся словами: «А что касает-
ся яковитов...» (wa- ʾammā-l-yaʿqūbiyya...).