Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
345
Miscellanea Orientalia Christiana
Христология «Послания христиан Кипра»
ся в источниках Церкви Востока, особенно в эпоху господства
арабской культуры, и является одним из ее основных самона-
званий. Под «несторианской» христологией в данной статье
понимается христологическое учение, подразумевающее два
субъекта предикаций, что принималось и отстаивалось как са-
мим Несторием, так и авторами Церкви Востока, с той оговор-
кой, что они также исповедовали единство обоих субъектов
предикаций -- Бога Слова и человека Иисуса -- в одном лице
(сир. parṣōpā; араб. šaḫṣ, šaḫṣāniyya) Христа с момента Его зача-
тия Девой Марией, так что двойственность субъектов предика-
ций не подразумевает двойственности личности Христа.
ПРИЛОЖЕНИЕ II: РУКОПИСИ И РЕДАКЦИИ
«ПОСЛАНИЯ ХРИСТИАН КИПРА»
Текст «Послания христиан Кипра» сохранился в пяти рукопи-
сях и включен в состав опровержений, которые написали на
него мусульманские авторы XIV века Ибн Таймиййа (T) и ад-
Димаш║ (D), цитировавшие «Послание» абзац за абзацем.
Старейшая рукопись с текстом «Послания» -- P1 = Paris
BNF ar. 204, fol. 49v--66r -- представляет собой несторианский
список, выполненный на Кипре (в ал-Мā▀ӯ╕е/Фамагусте) из-
вестным средневековым интеллектуалом Церкви Востока
╖ал бой ибн Й ╝анной ал-Мау╕ил , автором сочинения
«Книга тайн» (Asfār al-asrār). Этот список «Послания христиан
Кипра» датируется августом 1336 г. Таким образом он был соз-
дан по истечении не более чем тридцати лет от предполагае-
мой даты составления «Послания». С некоторыми поправка-
ми текст этой рукописи воспроизводится в осуществленном
Р. Эбидом и Д. Томасом издании «Послания»1.
Три других рукописи -- P2 = Paris BNF ar. 214, fol. 48r--65r
(1538 г. н.э.), P3 = Paris BNF ar. 215, fol. 203r--223r (1590 г. н.э.)
и ранее незамеченная рукопись C (о которой см. ниже) -- еги-
1 В колофоне, воспроизведенном в Ebied--Thomas, Muslim-Christian Polemic
during the Crusades (p. 37), сообщается, что ╖ал бā ибн Й ╝аннā «сократил и
исправил это послание» (laḫḫaṣa hāḏihi r-risāla wa-ṣaḥḥaḥahā). Это может по-
служить объяснением различий между P1 и остальными рукописями и цита-
тами текста. О других текстах, содержащихся в этой рукописи, см. прим.
прим. 2 на стр. 340.