Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
342
Miscellanea Orientalia Christiana
Александр Трейгер
вание Николая Селезнева, опубликованное в 55-м выпуске
журнала «Символ», показывает, что подобная характеристика
нуждается, по меньшей мере, в существенной корректировке3.
Н. Селезнев убедительно показал, что Церковь Востока всегда
почитала Нестория «во святых». Вместе с Диодором Тарсским
и Феодором Мопсуестийским она считала его одним из «гре-
ческих учителей», защищавшим истинное христологическое
вероучение. Несмотря на тот факт, что обозначение «нестори-
анский» изначально использовалось в уничижительном смыс-
ле, начиная с VIII века оно приобрело распространение и в
самой Церкви Востока -- в качестве самоназвания, используе-
мого наряду с самоназванием «восточные». Майкл Морони и
Геррит Райнинк приводят характерные примеры такого сло-
воупотребления. Один из них -- следующее высказывание вос-
точносирийского автора VIII века Шахдоста Тирханского:
очевидно, что это не мы отвернулись от основания веры, православ-
но веруя, что во Христе есть две природы и две ипостаси, но отвер-
нулись Севир и его последователи, исповедуя во Христе одну при-
роду и одну ипостась. Мы же, христиане-несториане, возглашаем
вместе с евангелистом Иоанном: «Слово стало плотью и обитало с
нами» [Ин 1, 14]4.
Подобных примеров немало. Приведем небольшую подборку.
В так называемой «автобиографии» (возможно неподлинной)
знаменитого переводчика ╞унайна ибн Ис╝ā║а ему приписы-
ваются слова «все они были несториане, как и я» (речь идет о
придворных врачах, его конкурентах)5. Говоря о своей кон-
3 Селезнев, Н. Н., Имя Нестория как символ и вопрос его почитания в
восточносирийской традиции христианства // Символ No 55 (Париж--Москва,
2009), с. 257--286.
4 Morony, M. G., Iraq After the Muslim Conquest. Princeton, 1984; переиздано в
Gorgias Press: Piscataway (NJ), 2005, p. 358--359; Reinink, G. J., Tradition and the
Formation of the 'Nestorian' Identity in Sixth- to Seventh-Century Iraq // Church
History and Religious Culture 89:1--3 (2009), p. 217--250, см. р. 219, со ссылкой
на Abramowski, L., Goodman, A. E., A Nestorian Collection of Christological Texts:
Cambridge University Library ms. Oriental 1319. 2 vols. Cambridge, 1972, vol. 1,
p. 48:2--10 (сир. текст) / vol. 2, p. 31:3--9 (англ. пер.).
5 Cooperson, M., The Autobiography of Ḥunayn ibn Isḥāq // Reynolds, D. F. (ed.),