Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
340
Miscellanea Orientalia Christiana
Александр Трейгер
христиан Кипра» ведет скрытую полемику против своих кон-
фессиональных оппонентов -- халкидонитов (мелькитов) и
миафиситов (яковитов) -- причем аргументы для этой полеми-
ки он черпает, как это ни странно, из Корана1.
Как мы установили, христологические формулировки ав-
тора «Послания христиан Кипра» имеют параллели в произ-
ведениях его современника ʿАвд шōʿ, митрополита Нисивин-
ского и Армянского. Это позволяет предполагать, что автор
«Послания» был знаком с творениями ʿАвд шōʿ и следовал его
христологическим воззрениям. Этот вопрос, разумеется, тре-
бует специального рассмотрения, однако уже сейчас отметим,
что до своей эмиграции на Кипр автор «Послания» вполне мог
входить в окружение ʿАвд шōʿ и даже быть его учеником. На-
личие связей такого рода могло бы послужить объяснением
терминологическим параллелям, обнаруженным между «По-
сланием христиан Кипра» и «Исповеданием веры» Нисивин-
ского митрополита2. Дальнейшее изучение круга учеников
однако, что эта донкихотская затея кипрского автора потерпела полное
фиаско.
1 Тот факт, что кораническая христология сопоставима с подобного рода
несторианским истолкованием, побуждает задаться вопросом об обратной
зависимости -- Корана от современного ему несторианского богословия
(прим. 2 на стр. 328). В этой связи представляют интерес наблюдения
K. Дж. Блока, согласно которым кораническая «антитринитарная» полемика
направлена не столько против христианства вообще, сколько против трите-
изма Иоанна Филопона. См. Block, C. J., Philoponian Monophysitism in South
Arabia at the Advent of Islam with Implications for the English Translation of thalātha
in Qur'ān 4.171 and 5.73 // Journal of Islamic Studies 23:1 (2012), p. 50--75). Если
Блок прав, то можно предполагать, что в этой полемике также проявилось
некоторое несторианское влияние на Коран.
2 Примечательно, что ʿАвд шōʿ Нисивинский и автор «Послания христиан
Кипра» сходным образом интерпретируют коранические аяты 3:55 и 4:157
(прим. 1 на стр. 335). Имеет значение и то, что рукопись P1 -- как упомина-
лось выше, старейшая рукопись «Послания христиан Кипра» (несториан-
ский манускрипт XIV в., переписанный на Кипре ╖ал бой ибн Й ╝анной) --
также содержит два трактата ʿАвд шōʿ Нисивинского: Muqaddimāt al-anāǧīl и
al-Ḫuṭba al-ǧāmiʿa li-ḥaqāʾiq al-ʾīmān. О первом из них см. Samir, Kh. S., Les
prologues de l'évangéliaire rimé de ʿAbdīšūʿ de Nisibe // Proche-Orient Chrétien 31
(1981), p. 43--70. Второй трактат (который сохранился только в P1) был опу-
бликован Луисом Шей╟о: Cheikho, L., Vingt traités théologiques d'auteurs arabes
chrétiens (IXe--XIIIe siècles). Beirut, 1920, p. 120--124. Он был переписан тем же