Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
338
Miscellanea Orientalia Christiana
Александр Трейгер
нологию Церкви Востока1. Для этой традиции также харак-
терно использование по отношению к человечеству Христа
образа «храма» или «обиталища», в которое и «вселился» Бог
Слово. Этот образ не является специфически несторианским,
но он, пожалуй, наиболее часто встречается у авторов Церкви
Востока2. Выражение «человек, воспринятый от Марии» (al-
bašarī al-maʾḫūḏ min Maryam) -- которое, как мы видели, неод-
нократно используется в «Послании христиан Кипра» -- так-
же восходит к Феодору Мопсуестийскому, а именно к его вы-
ражению «воспринятый человек» (ληφθε ς νθρωπος), и явля-
ется характернейшим термином позднейшей несторианской
традиции, что видно на примере арабоязычных трудов Илии
Нисивинского3. Наличие этих ключевых для несторианской
1 Kelly, J. N. D., Early Christian Doctrines. San Francisco, 1978, p. 305; Jansen, T.,
Theodor von Mopsuestia, De Incarnatione: Überlieferung und Christologie der
griechischen und lateinischen Fragmente einschliesslich Textausgabe, Berlin--New
York, 2009, S. 180--186; Селезнев, Н. Н., Христология Ассирийской Церкви Вос-
тока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероу-
чения. М., 2002, с. 47, 56--57. История употребления термина ḥulūl в нестори-
анском и мусульманском богословском дискурсах (между которыми есть
множество взаимосвязей) пока остается неизученной; см. Трейгер, А., «Зер-
кальная христология» Ал-▄азāл и ее возможные восточносирийские истоки //
Символ 61: Syriaca • Arabica • Iranica (Париж--Москва, 2012), с. 149--176, см.
с. 159--160. Порой термин ḥulūl использовался и в мелькитской литературе
(возможно, под влиянием несторианской), например, в так называемой
Summa theologiae arabica или al-Ǧāmiʿ wuǧūh al-ʾīmān, гл. 4, MS Sinai ar. 431,
fol. 101r--104v. Об этом интереснейшем произведении (до сих пор полностью
не изданном) см. Swanson, M. N., al-Ǧāmiʿ wuǧūh al-ʾīmān // Thomas, D.,
Roggema, B. et al. (eds.), Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History.
Vol. 1 (600--900). Leiden--Boston, 2009, p. 791--798.
2 Образ человечества Христа, или Его «плоти», как «храма» основан на соот-
ветствующих словах Евангелия от Иоанна (Ин 1, 14 -- κα σκήνωσεν ν μ ν,
«и вселис въ ны» -- и Ин 2, 19--22). Данный образ использовался также
Ефремом Сирином, см., напр., его Песнь на Рождество III:20, изд. Beck, E.
(ed.), Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Nativitate (Epiphania). (Corpus
Scriptorum Christianorum Orientalium 186, Scriptores Syri 82). Louvain, 1959,
p. 24.
3 См. его Kitāb al-Maǧālis, maǧlis 1: Samir, Entretien d'Élie de Nisibe, p. 114--115
(рус. пер. см. в Трейгер, А., Могло ли человечество Христа созерцать Его бо-
жество? Спор VIII века между Иоанном Дальятским и Тиматеосом I, Католи-
косом Церкви Востока // Символ No 55 (Париж--Москва, 2009), с. 121--149,
см. с. 131); и его же Treatise on the Terms kiyān and ilāh: Samir, Kh. S., Un traité