Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
337
Miscellanea Orientalia Christiana
Христология «Послания христиан Кипра»
«Сыном» -- одна из
трех ипостасей, как
уже говорилось)
вселилось в челове-
ка, воспринятого от
Девы Марии, и сое-
динилось с ним.
Слово «Христос», в
их терминологии,
объединяет
оба
аспекта: божество и
человечество.
Поэтому они и го-
ворят, что Хри-
стос -- совершен-
ный Бог и совер-
шенный человек,
один Господь.
вселилось в Ма-
рию и воплотилось
в совершенного че-
ловека. Именно в
этом смысле мы
говорим, что в Го-
споде Христе есть
две природы: бо-
жественная при-
рода -- природа
Слова Божия и
Духа Его -- и чело-
веческая природа,
которую Оно вос-
приняло от Девы
Марии и с которой
Оно соединилось.
вселилось в Марию
и соединилось с со-
вершенным челове-
ком. Именно в этом
смысле мы гово-
рим, что в Господе
Христе есть два
естества: боже-
ственное естество --
естество Слова Бо-
жияиДухаЕго--и
человеческое [есте-
ство], которое Оно
восприняло от Девы
Марии и с которым
Оно соединилось.
Легко заметить, что приведенная цитата из «Послания хри-
стиан Кипра» представляет собой отредактированный и пе-
рекомпанованный текст соответствующего раздела «Испове-
дания веры» ʿАвд шōʿ Нисивинского, и вполне вероятно, что
автор «Послания» был знаком с трактатом ʿАвд шōʿ (хотя
возможно и то, что оба автора прямо или косвенно имели
дело с одним и тем же источником). Оба автора утверждают,
что «превечное Слово Божие» «вселилось» (ḥallat) во чревo
Девы Марии и соединилось с «воспринятым от нее совер-
шенным человеком». Результатом соединения явился Хри-
стос, состоящий из двух «природ» (ṭabīʿatān) или «естеств»
(ǧawharān), обозначенных ʿАвд шōʿ более обще -- как «аспек-
ты» (maʿnayayn). Следует отметить, что термин «вселение» ха-
рактерен для «антиохийской», т.е. (прото)несторианской,
христологии. Его греческий эквивалент νοίκησις часто ис-
пользовался Феодором Мопсуестийским, a сирийский
(ʿmūryā) и арабский (ḥulūl) варианты прочно вошли в терми-