Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
315
Miscellanea Orientalia Christiana
Христология «Послания христиан Кипра»
От этого «мелькитского консенсуса» отступил лишь один ис-
следователь: Сам р ╠ал ль. В своем исследовании «Заметки
по поводу "Послания одному мусульманину в Сидон" Павла
Антиохийского» он отмечает, что мелькитских рукописей
«Послания христиан Кипра» вообще не существует1. Старей-
шая рукопись «Послания» представляет собой несторианский
список, выполненный на Кипре в 1336 г., т.е. в пределах трид-
цати лет от предполагаемой даты составления «Послания», а
ее переписчик -- хорошо известный деятель Церкви Востока
╖ал бā ибн Йӯ╝аннā ал-Мау╕ил , автор до сих пор неопубли-
кованного сочинения «Книга тайн» (Asfār al-asrār)2. Большин-
ство других рукописей -- египетского происхождения, за ис-
ключением одной, сиро-ортодоксальной, («яковитской») ру-
кописи, выполненной на карш н , которая, тем не менее,
также примыкает к египетской ветви рукописной традиции
этого произведения3. Принимая во внимание полное отсут-
ствие мелькитских рукописей этого трактата, Сам р ╠ал ль
замечает, что «это могло бы свидетельствовать о том, что -- во-
преки распространенному мнению -- "Послание христиан
Кипра" не происходит из мелькитской среды»4. Заинтриговав
читателя, Сам р ╠ал ль тем не менее не сообщает, к какой
«не-мелькитской» среде можно было бы отнести «Послание»,
а в другой статье, вышедшей в том же году, он, как ни странно,
высказывается в пользу «мелькитского консенсуса»5.
Во второй части настоящего исследования будут представ-
лены доказательства того, что «Послание христиан Кипра» --
несторианское произведение. Тем самым тот примечательный
1 Samir, S.K., Notes sur la 'Lettre à un musulman de Sidon' de Paul d'Antioche //
Orientalia Lovaniensia Periodica 24 (1993), p. 179--195, см. р. 193.
2 Swanson, M. N., Ṣalībā ibn Yūḥannā // Thomas, D., Mallett, A. (eds.),
Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History. Vol. 4 (1200--1350). Leiden--
Boston, 2012, p. 900--905.
3 См. ниже второе приложение, посвященное рукописной традиции
«Послания христиан Кипра».
4 Samir, Notes sur la 'Lettre à un musulman de Sidon', p. 193: «Ceci pourrait
suggérer que la 'Lettre de Chypre', contrairement à ce qu'on aurait pu penser, ne
provient pas d'un milieu melkite».
5 Samir Khalil, S., Une profession de foi de ʿAbdīšūʿ de Nisibe // Carr, E. et al. (eds.),
EYLOGHMA, Studies in Honor of Robert Taft, S.J. Rome, 1993, p. 429, note 7.