Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
313
Miscellanea Orientalia Christiana
Христология «Послания христиан Кипра»
ческих пассажей «Послания» и их сопоставлении с соответ-
ствующими местами у Павла Антиохийского, с одной стороны,
и с вероучительными положениями «несторианских» авторов,
с другой. Подобное «двойное» сопоставление позволит нам до-
статочно ясно охарактеризовать христологическую позицию
автора «Послания». В третьей части статьи представлены пред-
варительные выводы относительно происхождения текста
«Послания». Кроме того, статья включает два приложения.
В первом приложении рассматривается употребление термина
«несторианин»/«несторианский», а во втором предлагается об-
зор рукописной традиции и редакций текста «Послания».
1. ПРЕДЫДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как уже было упомянуто выше, «Послание христиан Кипра» --
это переработка более раннего произведения, «Послания к
другу-мусульманину» Павла Антиохийского, епископа Си-
донского. Павел Антиохийский был, разумеется, «мельки-
том» -- в древнем смысле этого слова, то есть арабоязычным
православным автором1. Время его жизни и творчества остает-
ся не до конца выясненным, но наиболее вероятно, что он жил
во второй половине XII--первой половине XIII вв. Мелькит-
1 О терминах «мелькит(ский)» и «арабо-православный» см. Griffith, S. H.,
The Church of Jerusalem and the 'Melkites': The Making of an 'Arab Orthodox'
Christian Identity in the World of Islam, 750--1050 CE // Limor, O., Stroumsa, G. G.
(eds.), Christians and Christianity in the Holy Land: From the Origins to the Latin
Kingdoms, Turnhout, 2006, p. 173--202; в английском переводе наиболее важ-
ные письменные памятники арабоязычного православия представлены в
антологии: Noble, S., Treiger, A. (eds.), The Orthodox Church in the Arab World
(700-1700): An Anthology of Sources, DeKalb: Northern Illinois University Press,
2014 (в печати). О своеобразии ближневосточных христианских общин в
сравнении с собственно византийскими в эпоху становления исламской го-
сударственности см. Бартольд, В. В., Ислам и мелькиты // Бар-
тольд, В. В., акад., Сочинения. Т. VI: Работы по истории ислама и арабского
халифата. М., 1966, с. 651--658; переизд. в серии «Классики отечественного
востоковедения» (М., 2002). О произошедшей позднее трансформации кате-
гории «мелькит(ский)» в термин, обозначающий сообщества униатов см.:
Крымский, А. Е., История новой арабской литературы: XIX--начало ХХ века.
М., 1971, с. 351, прим. 57; Селезнев, Н. Н., «Мелькиты» в арабо-мусульман-
ском традиционном религиоведении // Точки/Puncta, 3--4/10 (2011), с. 27--38.