Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
282
Miscellanea Orientalia Christiana
Алексей Гудков
но, униат, так или иначе связанный с португальцами, имевши-
ми в тогдашней Эфиопии значительное влияние (с 1622 по
1636 г. Эфиопская Церковь находилась в унии с Римом и ее
последовательно возглавляли португальцы, иезуиты Петр Пе-
зом и Альфонсо Мендес)1. Впрочем, хотя апостол и сидит на
вполне европейском стуле, этот стул невысок, левая нога еван-
гелиста приподнята, а правая немного вытянута вперед -- по
большому счету также изображаются писцы и в отсутствии
стула и точно в таком положении работают современные кни-
гописцы. Но в то же самое время данная миниатюра ярко от-
ражает атмосферу эпохи, улавливает ее дух, лишний раз напо-
миная зрителю о реалистичном характере средневековой жи-
вописи, в которой неразрывно соединились два мира -- мир
сакральных образов священной истории и мир посюсторон-
ний, куда эта история проецируется.
Подведем некоторый итог: изобразительным материалом
Средних веков не только не дóлжно пренебрегать, но он явля-
ется главным и вполне объективным источником наших зна-
ний об инструментарии и особенностях работы каллиграфов и
миниатюристов соответствующей эпохи. Традиционные
книжные иллюстрации отображают одновременно как архе-
типическую (Христа, Богоматерь, апостолов, святых, царей и
героев прошлого), так и наличную, современную им действи-
тельность. Это прекрасно видно на примере рассмотренных
нами миниатюр, на которых апостолы, за исключением Мат-
фея даже никогда не бывавшие в Эфиопии, изображаются с
характерными атрибутами местных книгописцев; а относяще-
еся к XVII столетию изображение апостола Матфея -- един-
ственное из всех, на котором присутствует стул -- абсолютно
достоверно передает прокатолические и в целом проевропей-
ские устремления части эфиопской элиты того времени, когда
страна находилась под особенно сильным духовным и куль-
турным влиянием Запада: таким образом, данные иллюстра-
ции прекрасно подтверждают факт отражения средневековой
1 Подробнее о португальско-эфиопских культурных связях в XVI--XVII вв. и
их отражении в изобразительном искусстве см. сборник: The Indigenous and
the Foreign in Christian Ethiopian Art. On Portuguese-Ethiopian Сontacts in the 16th-
17th сenturies. Aldershot, 2004.