Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
279
Miscellanea Orientalia Christiana
Эфиопский книгописец
ях ее изображения характерны не только для эфиопской, но и
в целом для всей средневековой восточнохристианской живо-
писи. Четвертая миниатюра несколько выделяется из предло-
женного ряда и чуть позже мы к ней вернемся.
Держа пергамен на коленях, эфиопские писцы не пользу-
ются какой-либо дополнительной опорой, что отличает их от
западноевропейских мастеров, которые вне скриптория ис-
пользовали специальную доску, а при работе в скриптории --
наклонный пюпитр, изображения которого часто встречаются
в западных миниатюрах XV в.
Рога-чернильницы на миниатюрах XIV--XVI вв. изобража-
ются более упрощенно, нежели в живописи XVII--XVIII столе-
тий. На миниатюре XV в. с евангелистом Матфеем обе чер-
нильницы белые, тогда как на остальных работах они разного
цвета: светлая -- с красными чернилами и темная -- с черными.
Подставка для чернильниц, полностью соответствующая тем,
что мы можем видеть и сегодня, четко обозначена лишь на ми-
ниатюре с Исааком Гаримой; на второй и третьей миниатюрах
она отсутствует вовсе (по всей видимости, рога воткнуты пря-
мо в землю); на миниатюре XIV в. из-за утраты красочного
слоя ее изображение размыто (?); небольшую подставку, в ко-
торую воткнут рог с красными чернилами, мы можем наблю-
дать в работе XVII столетия.
Помимо чернильниц и подставок под них, в рассматривае-
мых работах представлены также ║аламы; ножи -- прямой (для
заточки ║алама) и с полукруглым лезвием (для исправления
ошибок и помарок); кувшины с водой, которой по мере необ-
ходимости разбавляют чернила; кроме того, на миниатюре
XIV в. изображен кусочек глины для полировки пергамена
перед началом работы.
Обратим внимание и на изображение правой кисти писца,
в которой он держит ║алам. На всех представленных миниатю-
отмечает, что книга «свершена же бысть писанием коленным» (ГИМ. Чуд.
252, л. 363об. / Тихомиров, М. Н., Записи XIV--XVII веков на рукописях Чудова
монастыря // Археографический ежегодник за 1958 г. М., 1960, с. 31). К на-
чалу XVII столетия в России данная поза уже начала вытесняться «застоль-
ной» и, по всей видимости, именно поэтому переписчик посчитал необходи-
мым упомянуть, что он работал как в старину.