Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
27
Miscellanea Orientalia Christiana
«Не будьте как дети»: Адам в Третьем томе Исаака Сирина
он не сомневается, что человек, предавший себя этому пути,
не останется без попечения (bṭīlūṯā) Божия (12. 19). Беспокой-
ство (ṣe♥ṯā) о том, «умрешь ты или не умрешь», Исаак прямо
называет диавольским искушением (12. 18). В качестве при-
мера оставления надежды на Бога Исаак указывает на еврей-
ский народ, приводя толкование Феодора Мопсуестийского,
который сравнивает евреев с Адамом (12. 20--22). Они, по
мысли Феодора, не могли положиться на Божественную по-
мощь, так что, даже став свидетелями многочисленных чудес,
они не смогли всецело возложить на Него своего упования.
Подобное неверие проявил и Адам, когда был убежден диаво-
лом в том, что Бог -- не единственный источник помощи для
человека; именно поэтому Адам отпал от исполнения запове-
ди. Пример с Адамом подводит итог центральному для 12-й
гомилии рассуждению Исаака о необходимости надежды на
Бога. Согласно этой концепции, тот, кто отказывается от от-
шельнического пути, боясь, что Бог о нем не позаботится, и,
поддавшись, таким образом, рациональным сомнениям, впа-
дает в грех Адама. Этот грех совершается не на уровне кон-
кретного поступка (вкушение запретного плода) или телесно-
го влечения, а на уровне осознанного изменения отношения к
Богу: фактически Адам принял «ложное богословие».
Логический вывод, к которому приводит концепция Исаа-
ка, соответствует представлениям Феодора Мопсуестийского
о грехопадении Адама, насколько эти представления поддают-
ся реконструкции. Феодор говорит о том, что искушение было
обращено к духовной, а не телесной природе Адама (т.е. Адам
пал в свободном выборе разума, а не в движении плоти)1, и что
диавол соблазнял двумя вещами: желанием божественного до-
стоинства и страхом смерти2. Рассуждение в первых 23 пара-
графах 12-й гомилии -- вариация Исаака именно на тему стра-
ха смерти, завершающаяся примером Адама и призывом не
следовать ему. И в этом же призыве мы встречаем важное по-
нятие, которое позволит увидеть, как Исаак относился к дру-
1 Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Nicene Creed / Ed. A. Mingana.
Cambridge, 1932, p. 166--167.
2 Norris, R. A., Manhood and Christ. Oxford, 1963, p. 176--177.