Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
273
Miscellanea Orientalia Christiana
Эфиопский книгописец
имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» -- непременное вступле-
ние, предваряющее всякий текст; различные заголовки, а ино-
гда и знаки препинания. Тесная связь красных чернил с ми-
ром божественных архетипов и, как следствие, наделение их
целебными свойствами проступают и в факте использования
красных чернил в качестве глазного лекарства1.
Красные чернила готовили на основе растительных ком-
понентов, но сегодня традиция изготовления аутентичных
красных чернил фактически прервалась: они оказались почти
полностью вытиснены чернилами промышленного производ-
ства, в которые лишь иногда добавляют гуммиарабик (камедь
акации). Обычно фабричные чернила имеют розоватый или
фиолетовый оттенок.
Помимо красных и черных в традиционном эфиопском
книгописании применяются также зеленые чернила, впрочем,
представляющие собой скорее краску, нежели чернила в стро-
гом смысле слова, -- их используют при рисовании миниатюр
и плетеных заставок.
Палитра эфиопских манускриптов, несмотря на свою яр-
кость, в целом довольно бедна, ограничиваясь в большинстве
случаев лишь красным, желтым, зеленым и различными от-
тенками синего. Несмотря на то, что классические пигменты
все больше уступают место заводским, традиция их изготовле-
ния не прерывается. Традиционные эфиопские краски гото-
вят на основе пигментов преимущественно растительного
происхождения, получаемых из корней, листьев, цветов и сока
различных растений. Кроме растительных пигментов приме-
няют также минеральные (охры и камни всевозможных оттен-
ков) и получаемые из цветных металлов2. Эмульсией служат
1 Balicka-Witakowska, Preparation of manuscripts, p. 749. Подробнее о
«чернильных» мотивах исцеления и посвящения, а также символико-
семантической связи чернил с причастием см.: Gudkov, A. G., The eating of the
scroll: the motif of creative initiation in the iconography of Roman the Melodist //
Church Music and Icons: Windows to Heaven. Proceedings of the Fifth International
Conference on Orthodox Church Music University of Joensuu, Finland (3--9 June
2013) (forthcoming).
2 Подробнее о традиционных эфиопских пигментах см., в частности:
Wion A. An Analysis of 17th-century Ethiopian Pigments // The Indigenous and the