Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
266
Miscellanea Orientalia Christiana
Алексей Гудков
героем или предком. <...> человеческие акты узаконивались с
помощью внечеловеческой модели», ибо «все, что не имеет
образцовой модели, «лишено смысла», иначе говоря, ему не-
достает реальности. Отсюда -- стремление людей стать архети-
пическими и парадигматическими. <...> Человек традицион-
ных культур признавал себя реальным лишь в той мере, в ка-
кой он переставал быть самим собой (с точки зрения совре-
менного наблюдателя), довольствуясь имитацией и повторе-
нием действий кого-то другого»1. Неслучайно, что даже сегод-
ня, несмотря на широкое распространение книгопечатания,
рукописная книга ценится эфиопами гораздо выше не только
в материальном, но и в метафизическом плане.
4) Относительная географическая изоляция, периферий-
ность, способствовавшая консервации целого ряда духовных и
культурных явлений, утерянных в других регионах.
5) Многовековая политическая независимость под вла-
стью покровительствовавших искусствам, в том числе книго-
писному, христианских монархов.
Два первых пункта были главными причинами того, что
потребность художественного выражения находила свой вы-
ход преимущественно в книгописании, а три последних -- соз-
давали для этого все благоприятные условия. Именно ввиду
вышеперечисленных обстоятельств эфиопская книжно-руко-
писная традиция, несмотря на ряд социально-политических
потрясений прошлого столетия, относительно благополучно
дожила до сегодняшних дней. Кроме того, на устойчивость
местного книгописания не могло не повлиять и обладание та-
кой реликвией как Ковчег Завета, самым непосредственным
образом связанного с сакрализацией письмен и концепцией
алфавита как божественного инструмента. На чрезвычайно
высокое значение этой святыни для эфиопов указывает хотя
бы тот факт, что ее копии, равно как и изображения процесса
переноса Ковчега из Иерусалима в Аксум, можно найти в лю-
бой эфиопской церкви.
Упомянем и еще одну важную, по нашему мнению, пред-
1 Элиаде, М., Миф о вечном возвращении // Космос и история. М., 1987, c. 46,
55--56.