Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
263
Miscellanea Orientalia Christiana
Эфиопский книгописец
щему анализу средневековых живописных изображений, зада-
димся вопросом: что же послужило столь устойчивому быто-
ванию в Эфиопии традиционной книжно-рукописной культу-
ры, сумевшей не только выжить в веке XX-м, но и перешагнуть
в XXI-й? На наш взгляд данному факту способствовал ряд
свойственных этой стране духовных и историко-культурных
особенностей, главные из которых таковы:
1) Постепенное оформление в средневековой Эфиопии
идеи богоизбранности ее народа и государя1, а также наличие
сильного влияния предшествующей христианству иудейской
традиции. И то, и другое включало в себя многие ветхозавет-
ные элементы, среди которых нас, в первую очередь, интере-
суют ветхозаветная подозрительность к любым фигуративным
1 Центральное произведение эфиопской средневековой литературы -- трак-
тат «Книга о славе царей» (K brä Nägäśt), составленный ок. XIV в., -- прямо
провозглашает Эфиопию «Новым Израилем», ее народ -- богоизбранным
носителем «неповрежденного православия», а эфиопского государя, потом-
ка Соломона и родственника Христа, -- царем царей, которому уготована
власть над всем миром. Эта доктрина подкреплялась обладанием Ковчегом
Завета -- тем самым, где хранятся высеченные Моисеем каменные плиты, на
которых божественной Десницей были начертаны Десять заповедей (Скри-
жали Завета). По местному преданию, Ковчег был вывезен из Иерусалима в
Аксум («Второй Иерусалим») Менеликом -- сыном царя Соломона и царицы
Савской, родоначальником эфиопской правящей династии (Чернецов, С. Б.,
Миф, живопись и историография в средневековой Эфиопии // Сборник МАЭ.
Т. 37, 1981, c. 116--117; Чернецов, С. Б., Эфиопская литература (до конца
XVI в.) // История всемирной литературы. В 9 томах. Т. 3. М., 1985, c. 548--
549). Согласно традиции, Ковчег Завета, в буквальном смысле представляю-
щий собой вместилище божественных письмен, отсылающих к недрам свя-
щенной истории, до сих пор хранится в аксумской церкви Марии Сионской
(с 1965 г. -- в расположенной неподалеку от нее часовне), символизируя тем
самым перенесение духовного центра из Ветхого Израиля в Новый, которым
провозглашается Эфиопия. Здесь же хранятся короны эфиопских императо-
ров. Вместе со Скрижалями ларец содержит золотой сосуд с манной небес-
ной и жезл Аарона. Степень сакральности реликвии настолько высока, что
лицезреть ее не позволено даже патриарху, а женщинам и вовсе запрещено
приближаться к часовне, где находится святыня. Доступ к Ковчегу имеет
лишь один единственный монах, -- хранитель реликвии, -- при этом он не
имеет права покидать пределов обители и разговаривать с посторонними;
более того, дотронуться до Ковчега он может лишь в случае наступления
Страшного суда. Должность хранителя является пожизненной и всякий ее
занимающий незадолго до смерти сам назначает своего преемника.