Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
262
Miscellanea Orientalia Christiana
Алексей Гудков
своим сугубым традиционализмом старообрядцы часовенного
согласия, некоторые из которых по сей день не признают же-
лезных перьев1 и время от времени употребляют в качестве
писчего материала бересту2. Данное обстоятельство позволяет
нам, с одной стороны, иметь наглядное представление об эта-
пах изготовления пергамена в средневековой Эфиопии, а с
другой, наблюдая за работой современных эфиопских масте-
ров, более детально реконструировать возможный процесс
производства пергамена в Византии и на Руси, немногочис-
ленные средневековые сведения о котором весьма отрывисты
и поверхностны (в отличие от аналогичных сведений об изго-
товлении пергамена в Западной Европе)3.
Отличительной чертой эфиопских книгописцев всегда
было то, что они не только довольно часто самостоятельно ил-
люминировали все свои рукописи, но даже собственноручно
изготовляли необходимый инструментарий: «рукописная
книга от начала ее изготовления и до конца была делом рук
одного человека»; причем любой из эфиопских книгописцев
«умел выделывать пергамен, изготовлять чернила и каламы,
для чего имел собственные инструменты и собственные ре-
цепты, которых твердо придерживался», проявляя «известную
нелюбовь к "чужому" пергамену и чернилам»4.
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению
обихода современного эфиопского книгописца и последую-
работа отражала, конечно же, не объективную реальность современного ей
традиционного книгописания, хранимого в России преимущественно старо-
обрядцами, но лишь прихоть заказчицы, княгини М. П. Волконской, следо-
вавшей модному тогда культурному тренду на подражание старине. Факси-
мильное воспроизведение рукописи см.: Молитвослов княгини М. П. Волкон-
ской / Сост., вступ. статья и коммент. Г. В. Аксеновой. М., 1998, c. 7--221.
1 Покровский, Н. Н., Путешествие за редкими книгами. Новосибирск, 2005,
c. 27.
2 В качестве наиболее известного и близкого по времени примера упомянем
знаменитую Берестяную книгу («Стихосложенiи»), созданную часовенным
наставником с Енисея А. Г. Мурачевым в октябре 1991 г. (ИИ СО РАН. 7/91).
3 Мокрецова, Материалы, c. 20--21.
4 Платонов--Чернецов, Эфиопская рукописная книга, c. 209. Впрочем, среди
эфиопских манускриптов иногда все же попадаются и такие, где место для
заставки или миниатюры было заполнено спустя многие годы.