Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
259
Miscellanea Orientalia Christiana
Эфиопский книгописец
образцы1, исходя при этом из присущего традиционному кни-
гописанию, как и всей традиционной культуре в целом, сугубо-
го консерватизма -- стремления каллиграфов и художников
подражать предшественникам не только в используемых мате-
риалах и особенностях работы, но и в стиле самих произведе-
ний.Ценность эфиопской книжно-рукописной традиции
среди прочего заключается в том, что в Эфиопии, в отличие
от остальных восточнохристианских регионов, это -- живая
традиция, которая никогда не прерывалась2. Процесс изго-
товления пера-║алама, подготовки пергамена, рецепты при-
готовления чернил, а также различные особенности работы
эфиопских каллиграфов и миниатюристов XX -- начала
XXI вв. известны достаточно хорошо -- данные вопросы
освящаются как в отдельных статьях3, так и в целых моно-
1 Вплоть до последнего времени древнейшими из сохранившихся эфиоп-
ских рукописей считались книги, относящиеся лишь к XIII столетию. Одна-
ко недавно проведенные исследования показали, что два списка Евангелия
Аббы Гаримы (по имени прибывшего в V в. из Константинополя монаха
Исаака Гаримы, по преданию переписавшего и проиллюстрировавшего ру-
копись всего за один день), выявленные в монастыре Аббы Гаримы в 50-х гг.
XX в., относятся как минимум к XI столетию, а согласно результатам
радиоуглеродного анализа -- к IV--VII вв. (между 330 и 650 гг.), что позволяет
считать их одними из первых иллюминированных христианских манускрип-
тов. Если же говорить о манере оформления этих книг, то по большей части
она близка сирийской -- в особенности Евангелию Раввулы 586 г.; имеются в
них и коптские мотивы; а, например, портрет апостола Марка «напоминает
изображение апостола Павла из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, дати-
руемое V в.» (Mercier, J., La peinture éthiopienne à l'époque axoumite et au XVIIIe
siècle // Comptes-rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-
Lettres, 121e année, No 1, 2000, p. 43).
2 Эпизодические случаи переписки и оформления традиционных рукопи-
сей имеют место у старообрядцев-липован в Румынии, среди представителей
часовенного и скрытнического согласий -- насельников сибирских скитов;
возможно также в ряде деревень бассейна Печоры, в старообрядческой диа-
споре Латинской Америки и США, на Ближнем Востоке -- у коптов, мельки-
тов и арамеев, Балканах и на Малабарском побережье Индии среди членов
местных ориентальных Церквей. Однако все это, скорее, затухающая инер-
ция, нежели устойчивая традиция.
3 См., например: Платонов, В. М., Чернецов, С. Б., Эфиопская рукописная
книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987, с. 201--240;
Balicka-Witakowska, E., Preparation of manuscripts // Encyclopaedia Aethiopica.