Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
252
Miscellanea Orientalia Christiana
Дмитрий Бумажнов
157. Отец мой апа Шенуте сказал ему: «Пришёл ли <уже> Го-
сподь в мир в то время?». Он ответил: «Да. Ходил слух, который
от путников достиг <и> нас на юге, что в город Шмун1 пришла
Женщина, на руках Которой был маленький Ребёнок. Всё, что
Он говорил, становилось делом2: Он воскрешал мёртвых, изго-
нял бесов, побуждаемые Им хромые ходили, глухие слышали,
немые говорили, прокажённые очищались, Одним словом, Он
творил всевозможные знамения. Когда я услышал об этом, я по-
ложил в своём сердце отправиться на север, чтобы поклониться
Ему, но заботы меня не пустили».
158. Сказав это, мертвец пал ниц, поклонился Спасителю и по-
просил Его: «Будь ко мне милостив. Не позволяй, чтобы мня
опять бросили на истязание. Горе мне, что утроба матери не ста-
ла для меня могилой прежде, чем я спустился в эти муки».
159. Господь сказал ему: «Поскольку ты был достоин увидеть в
<этом> мире Меня вместе с Моим служителем апой Шенуте,
Я дам тебе немного покоя. Ложись же теперь, и пусть снизойдёт
на тебя милость, упокойся до дня истинного суда». И тотчас
мертвец снова лёг, как <лежал> до того.
Житие апы Пиджими дошло в пяти отрывках на бохайрском
диалекте, собранных и изданных Хьюгом Эвелин Уайтом в
1926 г.3 Святой жил в конце IV--начале V в. в Верхнем Египте4.
1 Одно из коптских названий города Гермополя/Эль-Ашмунейна в Среднем
Египте. Данное место из Жития Шенуте является наиболее древним свиде-
тельством традиции о посещении Гермополя Святым Семейством во время
бегства в Египет. См. об этом Timm, S., Das christlich-koptische Ägypten in
arabischer Zeit. Eine Sammlung christlicher Stätten in Ägypten in arabischer Zeit, unter
Ausschluß von Alexandria, Kairo, des Apa-Mena-Klosters (Dēr Abū Mina), des Skētis
(Wādi n-Naṭrūn) und der Sinai-Region Teil 1 (A--C), (Beihefte zum Tübinger Atlas
des Vorderen Orients, 41/1). Wiesbaden, 1984, S. 199.
2 Буквально: «делалось, происходило».
3 Evelyn White, H. G., The Monasteries of the Wadi 'n Natrûn. Part I New Coptic
Texts from the Monastery of Saint Macarius. New York, 1926, p. 157--162, репринт:
New York, 1973.
4 О датировке см. Evelyn White, H. G., The Monasteries, p. 157 и van Esbroeck,
M., Pidjimi, Saint // Atiya, A., ed., Coptic Encyclopedia. Vol. 6. New York, 1991,
p. 1966--1967. См. также O'Leary, D. L., The Saints of Egypt. An Alphabetical Com-
pendium of Martyrs, Patriarchs and Sainted Ascetes in the Coptic Calendar, Com-
memorated in the Jacobite Synaxarium with Bio-Bibliographical Annotations and Pre-