Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
242
Miscellanea Orientalia Christiana
Антон Войтенко
Елены иудейской общине1. Дрейк, сравнив данные этой ле-
генды с легендой о Евдоксии приходит к выводу о том, что ав-
тор текста о Евдоксии оставляет все негативные черты иудей-
ской общины, которые есть в легенде о Кириаке, а все пози-
тивные приписывает христианину Иакову. В то же время
Дрейк отмечает, что расширение в легенде о Евдоксии нега-
тивной роли иудеев создает путаницу и несуразности. Объяс-
нить это обстоятельство он может только одним: создание ле-
генды происходило в то время, когда указание на какие-либо
позитивные действия со стороны иудеев стало уже неприемле-
мым. И причину этого он видит в событиях, связанных с раз-
граблением персами Иерусалима в 614 г., поскольку по свиде-
тельствам некоторых источников эта акция получила полное
одобрение со стороны иудейской общины города2.
Однако, как мне представляется, здесь находят свое отра-
жение не столько конкретные исторические события, сколько
«ментальные установки» автора и его предполагаемых читате-
лей. То есть данный текст в принципе отражает довольно
сложные взаимоотношения иудейской и коптской общин в
Египте в византийский период. Приведу свидетельство друго-
го текста, предположительно IV в., и никак не связанного с
легендой. Это коптский текст «Жития св. Онуфрия Великого».
прочной связи Эдессы и Иерусалима, а также связи эдесского христианства
с имперской Церковью и домом императора. Показательно то, что Елена в
этой легенде заменена на Протонику, которая является женой императора
Клавдия. Любопытно и то, что в сирийской версии легенды об Иуде Кириаке
существуют аллюзии к этой легенде как к «первому обретению Креста» -- см.
The Finding of the True Cross. The Judas Kyriakos Legend in Syriac / introd., ed. &
trad. H. J. W. Drijvers, J. W. Drijvers (Corpus Scriptotum Christianorum Orienta-
lium, 565; Subsidia, 93). Louvain, 1997, p. 9--27, p. 54, n. 1, p. 66, n. 24.
В эфиопской версии обретения Креста Елена заменена на «сестру Констан-
тина» Феодосию -- см. Еланская, Изречения египетских отцов, с. 287.
1 Следует отметить, что в греко-византийской легенде пыткам подвергается
только Иуда Кириак, который отказывается указать место, где спрятан
Крест: по приказу Елены его бросают в безводный колодец на семь дней.
После обретения Креста Елена воздвигает гонения на иудеев и прогоняет их
из Иерусалима и Палестины. Легенда о Протонике также заканчивается из-
гнанием иудеев из Италии императором Клавдием -- см. The Finding of the
True Cross, p. 64, 70, n. 35.
2 Drake, A Coptic Version of the Discovery of the Holy Sepulchre, p. 386.