Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
241
Miscellanea Orientalia Christiana
Коптская легенда о Евдоксии
говорит им: «О великие (из) иудеев, которых не удовлетворила
их слепота, но вы держите совет о вселенной, чтобы ее сделать
слепой. Ибо надлежало (бы) мне содрать с вас кожу, и снять ее
с вашей головы, потому что вы бесстыдны!»1.
Первосвященники отвечают, что место Гроба им неизвест-
но, тогда Евдоксия велит подвесить за головы всю общину, и
она висит таким образом, пока книжник Иоиль не указывает
на пресвитера Иакова. На допрос к Евдоксии Иоиля ведут свя-
занным и с пятидесятифунтовой цепью на шее, чтобы он не
мог поднять своей головы. И, наконец, о том, что иудеев ис-
пользуют на раскопках Гроба я уже упомянул. Есть и еще
одно -- при погребении двух разбойников специально указы-
вается, что тот, кто исповедал Христа, был язычник, а тот, кто
отрекся, был иудей и отрекся он «согласно закону иудейскому»2.
А. И. Еланская, переводившая этот текст, в своем предисло-
вии подробно разобрав место, где упоминаются пытки, указа-
ла на то, что современного читателя оно, возможно, шокиру-
ет3. Но с точки зрения логики самого текста такое обращение с
общиной кажется вполне оправданным: это «симметричный»
ответ на то кощунство, которое было устроено всей иудейской
общиной, значит, и вся она должна отвечать за содеянное.
К тому же иудеи в легенде оскверняют не только место Гроба,
но и купель, в которой Господь омыл ноги апостолам: они «на-
полнили ее костями человеческими и животными и запечата-
ли ее»4.
В чем смысл этого «антииудейского пафоса»? Для начала
стоит сказать, что возможным истоком этого рассказа послу-
жила одна из версий о нахождении Еленой Креста -- так на-
зываемая легенда об Иуде Кириаке5, где сообщается об угрозах
1 Пер.: Еланская, Изречения египетских отцов, с. 298.
2 Там же, с. 302.
3 Там же, с. 288.
4 Там же, с. 302.
5 Помимо рассказа о Евдоксии существуют несколько версий легенды об
обретении Креста. Самые известные из них легенда о Елене, легенда о Про-
тонике и легенда об Иуде Кириаке. Однако легенда о Протонике, как кажет-
ся, является локальной сирийской версией, не известной по-гречески. Изна-
чально она являлась частью «Учения Аддая» и служила для обоснования