Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
240
Miscellanea Orientalia Christiana
Антон Войтенко
сти, например, копии крестной надписи, которую тот должен
будет использовать как labarum. Подлинной же надписи пред-
начертано оставаться в Иерусалиме до последних дней. По
словам Дрейка, рассказ о Евдоксии возвращается к началу
исторической драмы христианской империи в форме, которая
дополняет и предвещает ее финал1.
Из всей этой истории наиболее любопытным нам пред-
ставляется сюжет о допросе и пытках иудеев. Начнем с того,
что в «Жизнеописании Константина» он полностью отсут-
ствует. Там (Vita Constantini III, 26--29) Гроб Господень, засы-
панный язычниками, на поверхности которого они выстраи-
вают нечто подобное храму, находит сам Константин. В леген-
де место Гроба в «навозную кучу» (в данном случае стоит гре-
ческое заимствование -- κοπρία2) целенаправленно превраща-
ет иудейская община по приказанию первосвященника Каиа-
фы3. Интересно также, что сам Христос, сообщая о таком ко-
щунстве, ничего не говорит Евдоксии о мучении иудеев. Он
лишь велит ей найти в Иерусалиме людей из Его колена, «и из
рода Иосифа», которые покажут ей место Гроба. Однако уже в
пересказе Евдоксией Константину слов Христа эта тема воз-
никает. Из слов девы следует, что Христос велит ей по приезду
в Иерусалим схватить «безбожных иудеев» и принудить их
указать место Гроба. Придя в Иерусалим, Евдоксия велит
схватить всех иудеев, вызывает к себе их первосвященников и
1 Drake, A Coptic Version of the Discovery of the Holy Sepulchre, p. 391.
2 Orlandi, Pearson, Drake, Eudoxia and the Holy Sepulchre, p. 68:13; см. также
Леммъ, Коптская легенда о нахожденiи Гроба Господня, с. 14.
3 Интересно, что отголоски именно этого предания можно обнаружить в
позднейшей исламской традиции при описании храма Гроба Господня: см.
напр., Христиане в сводном труде служащего мамлюкской канцелярии: ал-
╒ал║ашанд о христианстве и его основных конфессиях / пер. и введ. Н. Н. Се-
лезнева // Символ 58 (2010), с. 388--389, особ. прим. 7. Этот арабский автор
называет храм Гроба «церковь на al-Qumāma», что значит «церковь на мусо-
ре», и возводит этимологию этого названия к рассказу об осквернении храма
Гроба иудеями. Правда, там основным действующим лицом является Елена,
мать Константина, что более соответствует греческой версии легенды. О том,
что на месте Храма была «огромная мусорная куча» упоминает в своей «Хро-
нике» Евтихий, но при этом он не указывает на ее происхождение -- см.
Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales, p. 129.