Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
239
Miscellanea Orientalia Christiana
Коптская легенда о Евдоксии
дим Зинона и его вымышленную дочь Иларию, в третьем -- в
апокрифических актах Эфеского собора -- на место констан-
тинопольского игумена Далмация «ставится» игумен тавен-
нисиотов Виктор. Все приведенные случаи объединяет одно:
на место известного, либо малоизвестного коптам персонажа
ставится либо египтянин, либо персонаж, прямо или косвен-
но указывающий на другого, значимого для коптов историче-
ского лица -- в приведенных случаях на императора Зинона и,
возможно, Феодосия.
Но пора вернуться к заключительной части сюжета леген-
ды. К Евдоксии, деве и богобоязненной подвижнице, которая,
по сути, есть монахиня в миру, является Христос и велит ей
выполнить особую миссию: найти место Его Воскресения. Ев-
доксия рассказывает это своему брату Константину, и он сна-
ряжает экспедицию в Иерусалим. Достигнув святого города,
Евдоксия утром седьмого дня учиняет иудейской общине «до-
прос с пристрастием», чтобы иудеи указали ей место Гроба.
Наконец, один из иудеев -- книжник Иоиль, говорит, что эту
тайну знает пресвитер христиан стопятидесятилетний Иаков,
происходящий из колена Иудина. Иаков радостно встречает
Евдоксию и указывает ей место Гроба. Евдоксия велит иудеям
вести работы в этом месте, и через три месяца они раскапыва-
ют вершину святыни. Она сообщает о своей находке Констан-
тину, император велит праздновать Пасху и приезжает в Иеру-
салим. Далее подробно описывается ритуал вхождения в Гроб
Господа. Войдя внутрь, епископ Кесарии Феофил обнаружи-
вает там гвозди от Креста и табличку с надписью «Сей есть
Иисус Назорей, царь иудеев». Константин хочет забрать эту
табличку в Константинополь, но у ворот святого города кони
отказываются идти, и император вынужден довольствоваться
копией, которую он укладывает на роскошную самодвижущу-
юся колесницу. Подлинную же табличку Константин вынуж-
ден оставить в Иерусалиме. Далее Евдоксия хоронит останки
двух разбойников, найденных во Гробе, дает щедрые дары
своим помощникам и возвращается в Константинополь.
Дрейк связывает последнюю часть легенды с апокалиптиче-
скими представлениями части монофизитов о последнем хри-
стианском императоре и обретении им символов царской вла-