Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
238
Miscellanea Orientalia Christiana
Антон Войтенко
завоеванием Египта мусульманами, и может звучать не как
«эхо» завоевания, а как предупреждение после событий, свя-
занных с разграблением Иерусалима и (или) захвата Египта
персами в 615/17--618 гг. С нашей точки зрения, Дрейк не учел
еще одного, возможно, очень важного для коптов смысла: Ев-
докия (Евдоксия) является родственницей императора Фео-
досия II, который, наряду с Зиноном и тем же Константином,
был известен в коптской традиции как благочестивый прави-
тель. Вероятно, он был даже более почитаем, чем Зинон и
Константин. С его именем связано достаточное количество
преданий: то мы находим его в коптских апофтегмах, сидя-
щим в келье аввы, и авва говорит, что все монахи молятся за
него, а его кончина воспринимается как «прекращение благо-
получия земли»1, то мы видим его как боголюбивого царя, со
смирением приглашающего Шенуте прийти на церковный со-
бор2, то мы видим, как апа Виктор убеждает его осудить Не-
стория, то мы с удивлением наблюдаем, как игумен Виктор на
поверку оказывается его сыном, которому Феодосий жалует
большую сумму на строительство храма в его монастыре3, на-
конец, в «Житии апы Кира» мы узнаем, что великий египет-
ский подвижник оказывается братом императора Феодосия,
который, скорее всего, является собирательным образом двух
Феодосиев, нечто вроде хорошо знакомого нам по былинам
«Владимира-Красно Солнышко».
Нельзя исключать того, что для автора легенды было важ-
но связать имя девы, нашедшей Гроб Господа, с одним из
благочестивейших, с точки зрения коптов, императоров.
И здесь нельзя не усмотреть другой характерный для некото-
рых произведений коптской литературы прием: замену пер-
сонажей. В нашей легенде на место Константина и Елены
приходит Евдоксия, имеющая, скорее всего, скрытые аллю-
зии к родне Феодосия. В другом случае («Житие блаженной
Иларии») вместо Аполлинарии и императора Анфима мы ви-
1 См. напр., Еланская, Изречения египетских отцов, с. 65, 100.
2 Там же, с. 133.
3 См. Войтенко, Императорские родственники в египетских пустынях,
с. 188--191.