Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
237
Miscellanea Orientalia Christiana
Коптская легенда о Евдоксии
ломничество в Иерусалим, соперничавшее по значимости с
паломничеством Елены. Через несколько лет Евдокия (имен-
но так звали жену Феодосия II) туда возвращается и остается
покровительницей города вплоть до своей смерти в 460 г. Как
указывает Дрейк, сходство между двумя этими благочестивы-
ми благотворительницами, Евдокией и Еленой, делали пута-
ницу между ними почти неизбежной1. Дрейку удалось найти и
возможные следы формирования легенды. В коптском «Слове
о Кресте», которое атрибутируется св. Кириллу Иерусалим-
скому, Константин сам находит Крест, приведя с собой «свою
мать и сестру, бывшую девой», а в другом коптском тексте --
«Энкомии св. Георгия Каппадокийского», приписанного епи-
скопу Анкиры VI в. авве Феодоту, сестра Константина уже но-
сит имя Евдоксии2.
Есть и еще один интересный момент: возможный затвор
супруги Феодосия II в Иерусалиме связан с расколом, произо-
шедшим на Халкидонском соборе, при этом окончательная
позиция Евдокии нам не до конца ясна. Согласно западной
традиции, Евдокия увещеваниями папы Льва и св. Симеона
Столпника приняла халкидонские вероопределения, но в
«Хронике» Иоанна Никиусского указывается, что она нашла
свой покой в Иерусалиме в полноте благих дел и чистоте веры.
Значит, как резюмирует Дрейк, ссылаясь на это место в «Хро-
нике», если в убеждениях Евдокии и произошел какой-то пе-
реворот, то монофизитам, скорее всего, он не был известен3.
Таким образом, Дрейк приходит к выводу, что фигура моно-
физитской императрицы, выведенной как сестра Константи-
на, и обретшей великую христианскую святыню, добавляет в
легенду едва различимую уверенность монофизитского автора
в том, что византийский император проиграл войну исламу
потому, что отошел от истинной, с его точки зрения, веры4.
Но вспомним мнение Винкельмана: легенда могла быть
написана не после, а до драматических событий, связанных с
1 Op. cit., p. 388
2 Op. cit., p. 388.
3 Op. cit., p. 391.
4 Op. cit., p. 391.