Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
233
Miscellanea Orientalia Christiana
Коптская легенда о Евдоксии
хе разбегается и бросает царя одного, один на один с персами.
Можно лишь предположить, что первые два эпизода связаны
между собой: указ о помиловании христиан должен быть разо-
слан из того места, где нашел свой конец их мучитель, а вот
третий, возможно, связан с достаточно сложными отношени-
ями между сирийцами и коптами.
Посмотрим, однако, что происходит после воцарения
Константина. Император, как уже было сказано, освобождает
христиан во второй день месяца тобе, и затем к нему приходит
архангел Михаил и говорит ему послать в Египет за семьюде-
сятью двумя старцами, чтобы они крестили его и «наставили
его в вере». Старцы приходят, крестят Константина, его семью
и, видимо, двор, благословляют императора и возвращаются
обратно в Египет. Как видно, этот эпизод проникнут нотами
столь свойственного поздней Античности «местного патрио-
тизма», который разными способами выражается на страни-
цах коптской литературы: то мы с удивлением обнаруживаем в
египетских пустынях легендарных императорских родствен-
ников, то, наоборот, при дворе императора оказывается копт-
ский монах, который убеждает басилевса принять вероопреде-
ления Эфесского собора и тем самым играет ключевую роль в
разгроме несториан1.
Далее мы видим единственное внешнеполитическое собы-
тие в легенде -- войну с персами. Следует отметить, что в
«Жизнеописании Константина» есть упоминание о походе ба-
силевса против персов (Vita Constantini IV, 56--57)2, но там это
малозначительный эпизод. В легенде же, еще раз подчеркну,
это значительное и единственное внешнеполитическое собы-
тие в деяниях Константина. Война происходит в два этапа. На
первом этапе персы, узнав, что случилось с Диоклетианом,
«исполнились безумия», поскольку сей царь платил им и их
1 Подробнее об этом см. напр.: Войтенко, А. А., Императорские родственни-
ки в египетских пустынях: Жития апы Кира и блаженной Иларии // Кузен-
ков, П. В., Грацианский, М. В., ред., KANISKION: юбилейный сборник в честь
60-летия И. С. Чичурова, М., 2006, с. 178--192.
2 В критическом издании Ф. Винкельмана часть рассказа опубликована в
аппарате, а не в основном тексте, см. Winkelmann, Eusebius Werke, Bd.1/1,
p. 143--144.